Чем отличается категория а от а1

Содержание

Категории водительских прав

Чем отличается категория а от а1

В России принята новая классификация категории водительских прав, в которой к четырём начальным буквам латинского алфавита A,B,C,D прибавлена пятая категория – М, а категории получили подкатегории с цифрой 1 (А1, В1, С1, D1). Кроме этих 5 основных категорий и 4 подкатегорий существуют особые категории для управления автомобилем с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.

С 1 апреля 2014 года в России началась выдача водительских удостоверений нового образца, которые действуют и в 2018 году.

data-full-width-responsive=”true”>

Таким образом весь автотранспорт, на управление которым требуются водительские права, разделён на 5 основных категорий,  4 дополнительные подкатегории и специальные категории для управления ТС с прицепом.

Расшифровка таблицы с категориями в правах

  1. категория А – можно управлять мотоциклами с коляской и без коляски;
    •подкатегоря А1 – лёгкие мотоциклы с объёмом мотора от 50 до 125 кубических сантиметров(см3);
  2. категория В – легковые машины и грузовики грузоподъёмностью до 3,5 т.

    или вместимостью до 8 пассажиров;•BE — легковые автомобили с прицепом
    •В1 – квадрициклы и трициклы;

  3. категория С – грузовые авто с грузоподъёмностью более 3,5 т;•СE — грузовые автомобили с прицепом•С1 – грузовики с разрешённой нагрузкой на ось 3,5 – 7,5 т;

    •С1E — средние грузовики с прицепом;

  4. категория D – автобусы, перевозящие свыше 8 пассажиров;•DE — автобусы с прицепом•D1 – микроавтобусы, вместимостью от 8 до 16 пассажиров;

    •D1E — небольшие автобусы с прицепом;

  5. категория M – мопеды и квадрициклы с объёмом двигателя не более 50 см3
  6. категория Tm — трамваи
  7. категория Tb — троллейбусы

Принятые подкатегории выделяют из машин одного типа автомобили в облегчённом варианте с меньшей грузоподъёмностью и мощностью двигателя, управление которыми требует меньшей подготовки и опыта.

Кроме более детальной градации транспорта по массе, вместимости и мощности новый закон ввёл изменения к требованиям по стажу и возрасту водителей, получающих допуск к управлению этих категорий транспорта.

Открытая основная категория дает право на управление транспортом, который относится к младшей подкатегории.

Поэтому, если вы выучились на категорию «В», то автоматически откроют подкатегорию «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, на что указывает отметка AS в водительском удостоверение).

Если на «С» то автоматически откроют С и С1, категория А открывает подкатегорию А1 и B1 (с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа). Так же автоматически открываются категории и при замене прав, нужно лишь следить, чтобы категории были указаны в медицинской справке.

Право на управление транспортом категории «А»

В категорию «А», как сказано выше, относятся мотоциклы. Они могут быть с коляской или без коляски. К ним же приравнены мотоколяски, которые выпускались в прошлом веке, а сейчас практически не используются.

В ПДД установлено, что к мотоциклам относится транспортное средство на двух колёсах с коляской или без неё, а также любой моторизованный транспорт весом, не превышающим 400 кг.

Для управления таким транспортом их владельцам необходимо иметь водительское удостоверение с отметкой о разрешении на право вождения по категории «А».

Что означает подкатегория «А1»

Разница в категории «А» и подкатегорией «А1»  в том, что к «А1» отнесены права на вождение маломощных мотоциклов, оборудованных мотоциклетным двигателем, мощность которых не выходит за пределы 11 кВт, а объём камеры сгорания не более 125 кубических сантиметров.

Это лёгкие мотоциклы с укороченными размерами и большой маневренностью. Если водители имеют отметку о допуске к управлению мотоциклами категории «А», то им разрешено управлять транспортными средствами и по подкатегории «А1».

А вот с правами «А1» нельзя управлять тяжёлым и мощным мотоциклом.

Еще «А1» отличается от категории «А» тем, что на подкатегорию «А1» можно выучиться с 16 лет, а чтобы открыть категорию «А» нужно достичь 18 лет.

На каком транспорте можно ездить с категорией «В»

В категорию водительских прав»В» входят:

  • все автомобили и транспорт, кроме мотоциклов, которые весят не более 3,5 т и могут вмещать не больше 8 пассажиров;
  • автомобили с прицепом, вес которого не более 750 кг;
  • автомобили с прицепом, вес которого более 750 кг, но менее массы самого автомобиля. При этом суммарная масса автомобиля с гружёным прицепом не должна превышать 3,5 тонн.

С  категорией водительских прав «В» можно водить все автомобили, соответствующими перечисленным выше требованиям, включая минивэны и джипы, а также автомашинами с прицепом. С открытой категорией «В» нельзя управлять мотоциклами категории «А».

Прицепы требуют особых навыков вождения и обеспечения безопасности. Поэтому Правилами предусмотрены дополнительные требования в случае использования тяжёлых прицепов с массой более 750 кг:

  1. предельная масса прицепа с грузом, установленная для него заводской документацией, должна быть не больше массы самого автомобиля, чтобы прицеп не мог перетянуть и опрокинуть автомашину на неровных дорогах;
  2. суммарная масса автомобиля с прицепом должна быть не больше 3,5 т.

Например, разрешенная масса (max) легкового автомобиля составляет 1685 кг, а масса без нагрузки 1300 кг. В этом случае с правами категории «В» к автомобилю можно прицепить прицеп массой до 1300 кг. Тогда общая максимальная масса автомобиля с прицепом будет меньше 3,5 тонн (максимум 1685+1300=2985 кг).

Вождение прицепов с  категорией «ВЕ»

Бывшая ранее отдельная категория «Е» новыми Правилами устранена, вместо неё введены подкатегории с добавлением буквы «Е» в категориях «В», «С», «D», обозначающие транспортные средства с прицепами.
Владение свидетельством на право управления автомобилем категории «ВЕ» даёт допуск к управлению автомобилем с тяжелым прицепом:

  • легковых автомашин, относящихся к категории «В», которые имеют тяжёлый прицеп весом более 750 кг, превышающим массу порожнего автомобиля;
  • легковых автомашин, относящихся к категории «В», которые имеют тяжёлый прицеп весом более 750 кг, в случае, когда общая масса загруженного автомобиля с прицепом больше 3,5 тонн.

Каким транспортом можно управлять с подкатегорией «В1» водительских прав

Новая подкатегория «В1″ водительских прав введена для управления таким транспортом, как трициклы и квадрициклы, и в этом ее отличие от категории «В».

Трициклами называют трёхколёсный мототранспорт, а квадрициклами – четырёхколёсные мотоциклы, наподобие советских мотоколясок. Таким образом, квадрИциклы не имеют отношения к распространённым в России квадрОциклам. Это разные виды транспорта и для их вождения требуются разные категории прав.

Для управления квадрОциклами, а также снегоходов и вездеходов, относящихся к типу квадроциклов, понадобится удостоверение тракториста-машиниста категории «А».

КвадрИциклы же оснащены мотоциклетными двигателями, но органы и механизмы управления выполняются как у автомобилей или как у мотоциклов.

Они могут иметь ручную коробку передач с рулевым колесом или ножное переключение передач с мотоциклетным рулём управления, как на мотоцикле.

В зависимости от этого хозяевам разных типов квадрициклов понадобятся разные категории водительских прав – категория «А» для вождения квадрицикла с мотоциклетным вариантом управления и категория «В» для вождения квадрицикла с автомобильным вариантом управления. Универсальным для обоих случаев вариантом является вновь введённая подкатегория «В1″ водительских прав.

: Категории водительских удостоверений

К категории «С» относятся грузовые автомобили, предельный вес которых по технической документации больше 3,5 тонн, и такие же грузовики с лёгким прицепом массой не более 750 кг.

Свидетельство на право вождения категории «С» разрешает управление только теми видами транспорта, которые входят в эту категорию.

Оно не предоставляет права на вождение легковых автомобилей и лёгких грузовиков с массой менее 3,5 т.

Права категории «СЕ» позволяют управлять автотранспортом, относящегося к категории «С» и соединённого с тяжёлым прицепом весом свыше 750 кг. Такие права требуются водителям КАМАЗов, МАЗов, БелАЗов и других тягачей, занятых в дорожном строительстве, разработке карьеров, строительстве газовых и нефтяных магистралей, крупнотоннажными перевозками.

На каких машинах можно ездить с подкатегорией С1

Вновь введённая подкатегория «С1» водительских прав даёт разрешение на вождение транспортных средств, отнесённых к соответствующей категории. К группе С1 отнесены грузовые автомобили:

  • с предельной массой по технической документации большей 3,5 тонн, но меньшей 7,5 тонн;
  • такие же грузовые автомашины, сцепленные с прицепами весом до 750 кг.

Таким образом, подкатегория «С1» водительских прав разрешает управление лёгкими грузовичками с небольшими прицепами. При этом удостоверения, дающие право управления транспортом категории «С», разрешают вождение более лёгких грузовых автомобилей, относящихся к категории «С1».

Право на управление транспортом категории «С1Е»

К группе «С1Е» отнесены грузовые автомобили с разрешённой массой от 3,5 до 7,5 тонн, соединённые с прицепом весом свыше 750 кг, но меньше массы порожнего автомобиля. При этом общий предельный вес грузовика с прицепом не должен быть больше 12 тонн. Владение водительскими правами категории «СЕ» дают право и на управление более лёгким транспортом, относящимся к категории «С1Е».

Категории «D»

К группе «D» транспорта отнесены пассажирские автобусы, которые оборудованы сиденьями для транспортировки пассажиров свыше 8 человек, а также автомобили, соединённые с прицепом с предельной массой до 750 кг.

Свидетельство на право вождения категории «D» разрешает управление всеми типами автобусов, рассчитанных на перевозку свыше 8 пассажиров, независимо от их размеров и веса, и прицеплять к автобусу прицеп весом не более 750 кг.

Право на вождение транспорта категории «DE»

К категории «DE» отнесены автобусы, имеющие тяжёлый прицеп весом свыше 750 кг и сочленённые автобусы, состоящие из двух салонов («гармошки»). Для вождения такого состава транспортных средств необходимо иметь водительские права по категории «DE».

 Подкатегория «D1»

К подкатегории «D1» транспортных средств отнесены небольшие автобусы с количеством пассажирских мест от 9 до 16, а также эти же автобусы с лёгкими прицепами весом до 750 кг. Для управления таким транспортом требуется наличие водительских прав с категорией «D1».

Право на вождение транспорта категории «D1E»

К категории D1E отнесены небольшие автобусы, созданные для перевозки от 9 до 16 пассажиров, имеющие сзади непассажирский прицеп с предельным весом более 750 кг, когда общий предельный вес автобуса с прицепом не превышает величины в 12 тонн. Здесь акцентируется внимание на то, что прицеп не может использоваться для транспортировки пассажиров, и общий вес всего состава ограничен величиной в 12 тонн.

В категории D водительских прав действуют следующие послабления:

  • владельцы водительских прав по категории D имеют право на управление транспорта категории D1;
  • владельцы водительских прав по категории DE имеют право на вождение транспорта категории D1E.

Категория «М» водительских прав

Для управления скутером или мопедом теперь нужны права

Введённая с 2014 года категория «М» даёт разрешение на вождение транспорта, входящего в данную категорию. В категорию «М» транспорта внесены мопеды, лёгкие типы квадрициклов и скутеры. Если ранее мопедами и квадроциклами разрешалось управлять, не имея водительских удостоверений, то новые Правила запрещают такое вождение в связи с ростом числа ДТП с участием такого вида транспорта.

: Погоня за скутером

Установлен минимальный возраст водителей такой техники – 16 лет. Также к управлению транспортного средства, отнесённого к категории «М», допускаются все водители, имеющие право на вождение любым другим типом транспорта.

Поэтому во всех водительских удостоверениях категория «М» водительских прав 2017 года открывается автоматически, при условии, что эта категория была открыта в медицинской справке совместно, например, с категорией «В».

 К вождению мопеда допускается также и водитель, имеющий права старого типа.

Штраф за езду мопеде или скутере составляет от 5 до 15 тысяч рублей.

К категории транспорта «Tb» отнесены троллейбусы, а к категории «Tm» отнесены трамваи. По старым Правилам эти виды городского транспорта не выделялись в отдельную категорию, а в водительских удостоверениях делались записи о разрешении в разделе «Особые отметки». Особенности управления этими видами транспорта требуют получения разрешения по отдельным категориям допуска.

С какого возраста можно получить водительские права на разные категории

По новому законодательству правом получения водительского удостоверения по категориям обладают все люди, достигшие определённого возраста:

  • на «А» — управление мотоциклами – с 18 лет;
  • на «А1» по управлению мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт – с 16 лет;
  • на «М» по вождению мопедов – с 16 лет;
  • на «В» и «С» по управлению легковыми и грузовыми автомобилями – с 18 лет;
  • на «D», «Tb» и «Tm» по управлению автобусами, троллейбусами и трамваями – с 21 года;
  • на «ВЕ», «СЕ» и «DE» по управлению автотранспортом с прицепами – люди, имеющие права и опыт вождения на категории «В», «С» или «D» со стажем вождения не менее 12 месяцев.

Для того, чтобы получить водительские права на право управления транспортом по любой категории, обязательно требуется прохождение обучения в автошколе со сдачей экзаменов на знание правил дорожного движения и наличие навыков практического вождения.

Пойти учиться в автошколу, закончить её и сдать экзамены в ГИБДД можно и раньше определенного возраста. Например, на категорию «А» или «В» можно можно пойти учиться в автошколу и в 17 лет, и экзамены в ГИБДД можно сдать в 17 лет, правда, для этого потребуется согласие родителей.

Но вот водительские права на руки можно будет забрать только тогда, когда исполнится 18 лет, не раньше.

Управлять транспортным средством можно при условии, что открыта соответствующая категория в водительском удостоверении. Штраф за управление транспортным средством без прав или нужной категорией — 5.000 — 15.000 рублей. Мопедами или скутером можно управлять с любой открытой категорией.

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/zakon-i-voditel/kategorii-voditelskih-prav/

Категория А1 водительских прав: что надо уметь, чтобы ее получить

Чем отличается категория а от а1

Категория A1 дает ее обладателю право управлять только легкими мотоциклами, оборудованными двигателями внутреннего сгорания объемом от 50 до 125 «кубиков» или электромоторами мощностью до 11 кВт.

До 2013 года в российских правилах не существовало отдельной категории для таких мотоциклов: обладатели прав общей категории А имели право с 16 лет ездить на мотоциклах без ограничений по мощности, кубатуре и т. п.

После изменения системы получения водительских удостоверений и запуска пластиковых карточек международного образца картина существенно изменилась.

Какие права дает категория A1 водительского удостоверения?

Сейчас легкие мотоциклы несовершеннолетние могут водить только при наличии отдельной категории A1. Ее обладатель может ездить за рулем мотоцикла по любым дорогам. «Взрослую» мототехнику с объемом двигателя более 125 куб. см можно водить только с 18 лет.

Если к этому моменту у водителя уже открыта A1, то придется отучиться второй раз — уже на полноценную категорию A, при этом A1, естественно, проставляется в права без каких-либо дополнительных испытаний, потому что легкими байками управлять легче и особых навыков для этого не требуется.

Другим «бонусом» для обеих категорий A является автоматическое открытие категории М. Кроме того, последнюю вам автоматически выдадут при замене старого водительского удостоверения по любой причине: будь то истечение срока годности, утеря или открытие новой категории в правах.

Тем, кто считает новый порядок слишком жестким, стоит напомнить, что обсуждались и куда более крутые меры, причем именно в отношении категории Aкак особой группы риска.

Изначальный законопроект предусматривал, что полноценную категорию A можно было бы получить только после года безаварийной езды на малокубатурных мотоциклах, причем для этого пришлось бы сдавать отдельный экзамен.

В итоговую редакцию закона это положение не попало, поэтому теперь A1 стала достаточно «маргинальной» категорией, необходимой довольно узкому кругу водителей — например, тем, кто принимает участие в юношеских соревнованиях по мотогонкам. Остальные, как правило, предпочитают ждать наступления восемнадцатилетия, чтобы два раза не тратиться на обучение и не сдавать экзамен.

Следует учитывать, что мотоциклы, попадающие в категорию A1, в отличие от транспортных средств категории М, являются полноценными транспортные средства, которые необходимо ставить на учет и получать все документы как на полноценный мотоцикл.

Они могут обладать достаточной энерговооруженностью и представлять не меньшую опасность, чем любой другой мотоцикл. Обладатели «младшей» категории A1 при управлении мотоциклами большей кубатуры, чем разрешено данным видом водительского удостоверения, могут быть оштрафованы сотрудниками ГИБДД.

Фактически это нарушение приравнивается к езде без прав и наказывается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей и отстранением водителя от управления транспортным средством.

Как сдать экзамены на права категории A1?

Раньше все экзамены на категорию A принимались на простеньких мотоциклах, оснащенных моторами объемом 125 куб. см., самыми популярными из них были китайские копии популярного японского мотоцикла Yamaha YBR-125. С введением новых правил выдачи прав учебная техника нашла новое применение: теперь на ней сдают на категорию A1.

Этим обуславливается тем, что сдать на A1 отдельно куда проще, чем на М — многие мотошколы просто не имеют возможности закупить скутеры или мопеды в необходимом количестве и предпочитают вообще не учить на «младшую» категорию отдельно.

Хорошим бонусом будет возможность школы предоставить свою технику для сдачи экзамена в ГИБДД, ведь проходить сопряженный с дополнительным стрессом экзамен легче на знакомом мотоцикле, и в этом случае меньше вероятность ошибки.

Поэтому найти мотошколу, которая проводит обучение на категорию A1, сравнительно легко. Обучение предусматривает изучение теории и практики вождения и не может длиться менее определенного количества часов.

На то, чтобы полностью пройти курс и получить необходимый для сдачи экзамена в ГИБДД сертификат о завершении обучения, нужно будет заложить от полутора месяцев. Остальное зависит от вашей личной обучаемости и способностей к управлению мототехникой.

При этом многие инструкторы шутят, что даже цирковой медведь в состоянии сдать экзамен на права, намекая на то, что сносно управлять мотоциклом можно научить любого, кто имеет такое желание.

Сколько стоит получить категорию А1?

Цены на обучение стартуют от 10 тысяч рублей, но могут быть и существенно выше. Ценник практически не зависит от региона, скорее на него влияет список «опций», которые готова предоставить мотошкола.

В «обычных» школах цена может доходить до 25 тысяч рублей, но в эту сумму заложено большее количество часов вождения, а для начинающего байкера это один из важнейших показателей. Чем больше будет наката во время обучения, тем меньше вероятность аварий и падений в «реальном» вождении.

Именно поэтому свою первую мотошколу имеет смысл выбирать тщательно: именно от опыта инструкторов будет зависеть ваша безопасность, а то и жизнь.

Вместе с тем, многие мотошколы вообще предпочитают не связываться с отдельными курсами для кандидатов на категорию А1: для этого нужна другая техника, да и не всем хочется возиться с обучением несовершеннолетних. Кстати, им для обучения нужен дополнительный документ — нотариально заверенное согласие родителей на посещение уроков в мотто- или автошколе.

Всем остальным гражданам сдавать именно на категорию А1 фактически бессмысленно, проще сразу открыть полноценную категорию А и не ограничивать себя 125 кубиками.

Однако никакого запрета на получение отдельной категории А1 в правилах нет — возможно, такая опция пригодится людям, для которых разница в весе между 125 и 250-кубовым мотоциклом настолько существенна, что они даже на экзамене не смогут проехать на более тяжелом мотоцикле.

Документы, необходимые для сдачи экзамена на категорию А1, практически идентичны списку для сдачи на большинство других популярных категорий прав — справка из мотошколы, медсправка и паспорт.

Справка «стоит» от 1 до 2 тысяч рублей, причем особенное внимание нужно уделить ее правильному оформлению — часто врачи «на автомате» ставят отметку только напротив самой популярной категории В.

К водителям мотоциклов применяются немного другие требования по здоровью, поэтому необходимо проследить, чтобы справка была действительна именно для той графы в в/у, на которую вы предполагаете держать экзамен.

Большинство автошкол включают в стоимость обучения не только учебную технику, но и оборудование безопасности, в первую очередь — шлем.

Если вы серьезно намерены водить мотоцикл, а не открываете категорию «на всякий случай», то настоятельно рекомендуем обзавестись своей экипировкой — шлемом, защитой локтей и коленей, «черепахой», перчатками, мотоботами, мотоштанами и мотокурткой.

Они точно будут удобнее, чем казенные, и наверняка защитят вас при аварии или падении лучше, чем это может сделать «универсальная», самая дешевая экипировка, которая обычно используется в мотошколах. А главное — для езды на мотоцикле так называемый «экип» все равно придется приобрести.

Финальный этап, прибавляющий к общей стоимости получения прав еще несколько тысяч рублей, — это сама процедура получения водительского удостоверения.

По нынешним временам это удовольствие обойдется в сумму от 500 до 3000 рублей в зависимости от типа документа, который вы выберете.

Однако самых дешевых прав за 500 рублей вы скорей всего не увидите: хитрые сотрудники МРЭО наверняка будут говорить, что у них нет необходимого оборудования для их выдачи, хотя юридически между тремя существующими типами водительских удостоверений нет никакой разницы.

Источник: https://4r.ru/stati/33871-kategoriya-a1-voditelskih-prav-chto-nado-umet-chtoby-ee-poluchit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.