Что открыл мопед

История создания мотоцикла. Первый мотоцикл в мире

Что открыл мопед

О том, когда появился первый мотоцикл, ведется много споров, но мы решим этот вопрос предельно просто – за точку отсчета возьмем именно тот год, когда на два колеса впервые был установлен двигатель внутреннего сгорания. Первый мотоцикл фото — Мотоцикл Даймлера.

Первый мотоцикл в мире — Мотоцикл Даймлера.

В конце XIX века два немецких конструктора изобретают самый первый мотоцикл в мире — двухколесный экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Тут и началась история мотоциклов.

Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах не ставили перед собой цель создать первый подобного рода мотоцикл, их аппарат был всего лишь испытательным стендом для двигателя, которым два немца собирались впоследствии оснащать свои автомобили.

Первый мотоцикл представлял собой достаточно оригинально по нынешним меркам выглядящий деревянный велосипед с полукруглым седлом и бензиновым карбюраторным двигателем мощностью в полторы лошадиные силы.

К несчастью, машина сгорела при пожаре в сарае, который служил гаражом для двух первопроходцев и на этом этапе заканчивается история первого мотоцикла и начинается эпоха.

Какие новшества привносили инженеры в свои первые мотоциклы? Какой был первый мотоцикл, вышедший в серийное производство и как видоизменялся этот популярный уже долгие десятилетия вид транспорта? С какими трудностями пришлось столкнуться производителям на заре становления этого эпохального явления, наполненного легендами и ставшего культом для многих поколений? Все это нам предстоит узнать История мотоцикла – это увлекательное путешествие в начало XX века, полное легенд и гениальных идей. Фото первого мотоцикла — Мотоцикл Даймлера.

ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ ОБРАЗЕЦ

В 1894 году немецкая фирма Хильдебранда и Вольфмюллера начала серийное производство двухтысячной партии мопедов, которое продолжалось 3 года.

Это были первые мотоциклы в мире «вставшие на конвейер», при весе в 50 килограмм они разгонялись до 45 км/ч. Мотор располагался внутри рамы и имел зажигание от калильной трубки.

Некоторые детали конструкции были позаимствованы прототипов, работавших на паровой тяге, сделанных братьями Хильдебранд пятью годами раннее.

Например, водяной резервуар в форме заднего крыла, новой задачей которого стала подача воды в охлаждающие полости, окружавшие цилиндры, а также шатуны, напрямую приводившие в движение заднее колесо. В этой модели не было ни сцепления, ни педалей – самые первые мотоциклы запускались «с толкача».

По этой причине, а также ввиду высокой стоимости эта модель не имела огромного коммерческого успеха, да и не задумывалась для таких целей.

Фабрика Хильдебранда и Вольмюллера закрылась после Первой мировой войны в 1919 году, но история мотоциклов продолжалась и несколько экземпляров того самого мопеда сегодня находятся в музеях по всему миру.

Мотоцикл Хильдебранда и Вольфмюллера

Мотоцикл Хильдебранда и Вольфмюллера

План истории мотоциклов. 1910-1940 года

Примерно до 20-ых годов двадцатого столетия инженеры много экспериментировали с различными видами конструкций и решениями, мало-помалу отдаляясь от первичных укладов и превращая эту диковинную и ненадежную машину в прочный и быстрый вид транспорта для повседневного пользования, в основе не сильно отличавшуюся от современных аналогов. Эволюция мотоциклов шла медленно, но верно.
В 1922 году в той же Германии появляется первый мотоцикл компании DKW. Эта модель заслужила отличную репутацию и получила огромное распространение благодаря пробегу вокруг страны и очень низкой стоимости, так что, можно сказать, это самые первые мотоциклы в мире получившие популярность в народе. Он развивал скорость 65 км/ч и расходовал 2 литра бензина на сотню километров, заводился от ножной педали, мало весил и обладал незаурядными ходовыми качествами.

Мотоцикл DKW km200 — 1935год.

Примерно в это же время начинает сформировываться мотоспорт, что является отличным подспорьем для улучшения надежности и мощности, прямым образом влияя на развитие мотоциклов серийных.

Гонки из многодневных марафонов по обычным дорогам перекочевывают на шоссейные и деревянные кольцевые трассы, ипподромы. Моторы начинают оснащать нагнетателями, появляется «сухой» картер, увеличивается КПД, уменьшается вес, улучшается аэродинамика.

Одной из успешных на спортивном поприще фирм стала BMW. Начавшая свою деятельность в сфере мото еще в 1924 году с успешной модели R32, компания невероятно быстро прогрессировала и наращивала мощности своих аппаратов, что позволило именно BMW неоднократно устанавливать мировые рекорды скорости.

Например, в 1937 году одна из пятисот кубовых моделей под управлением Эрнста Хенне развивает 279 с половиной км/ч. Этот рекорд продержится 14 лет. История мотоцикла для детей.

Мотоцикл BMW R32 1924 год.

История которых насчитывает немало экземпляров, выпускались в Ленинграде, Ижевске, Подольске, Таганроге и Серпухове.

В начале 30-ых годов выходят в серийное производство первые советские мотоциклы, которые, ввиду отсутствия опыта у инженеров в этой новой стезе, зачастую являются копиями немецких и английских аналогов.

Однако уже через несколько лет у советских конструкторов и тут и там проглядывают оригинальные идеи и задумки. В итоге мотопром страны советов приходит к полностью своим разработкам, таким как Л-8 и МЛ-3.

Советский мотоцикл Л-8

МЛ-3, пожалуй, первый советский мотоцикл, разработанный с нуля, начали выпускать в 1939 года на заводе в Серпухове, его оснащали легким двигателем объемом 123,7 кубических сантиметров мощностью 3,5 л/c.

и трехступенчатой коробкой передач. Это был простой по конструкции мотоцикл, который задумывался как массовая народная модель.

Помешала его распространению вскоре начавшаяся война, но на ней история советских мотоциклов еще не закончилась.

Советский мотоцикл Мотоцикл МЛ-3 1939 год.

История первых мотоциклов в военный период

История развития мотоциклов в ходе Второй мировой войны принимает особый характер, ведь мотоциклы в это время являются самостоятельной боевой единицей. Их производство в военное время по большей части носит утилитарный характер.

Из наиболее известных военных мотоциклов сразу выделяется BMW R75, отбывавший службу преимущественно с 40 по 42-й год. Он обладал повышенной проходимостью, двигателем мощностью в 26 л/c, девяти-ступенчатой коробкой и гидравлическим задним тормозом.

Стоила такая модель как два автомобиля и поэтому не использовалась на территории Германии, а отправлялась в африканскую пустыню Сахара.

Мотоцикл BMW R75 1940 год.

Позже Германия начала переключаться на легкую мототехнику, к примеру, DKW RT125 и DKW NZ350.

Последняя модель выпускалась исключительно в армейских целях, разгонялась до 105 км/ч и была весьма проходима вследствие низких передаточных чисел.

История мотоцыкла Минск напрямую связана с моделью RT125, последний являлся прототипом для советского аппарата, а в качестве же основы ИЖ-350 был взят NZ350. 

Мотоцикл RT125 1942 год.

Развивая тему советских военных мотоциклов стоит отметить легендарный «М-72», скопированный с R71 BMW. Производство машины осуществлялось на Московском заводе, а затем переехало в города Тюмень, Горький, Ирбит. Оборудованный оппозитным нижнеклапанным двигателем М-72 развивал скорость 85 км/ч при весе 380кг с коляской.

Всего было выпущено 8500 экземпляров и позже в середине 50-х годов мотоцикл поступил в свободную продажу вплоть до 1960-го года. Мотоцикл позднее несколько раз дорабатывался и имел несколько спортивных модификаций, в том числе кроссовых.

В 1947 году на 750-кубовой модификации М-80 был установлен всесоюзный рекорд скорости – 172 км/ч.

Советский военный мотоцикл Урал М-72

Не обошлась война и без ленд-лизовских машин, таких как Indian, Velocette, Matchless. Однако впереди всех, благодаря своей надежности и «всеядности» оказался американский Harley Davidson WLA 42, в народе прозванный «Валуем» за свою некапризность и безотказность.

История мотоциклов в послевоенный период

В разгромленной и обедневшей послевоенной Европе не было места для дорогой техники. Обычный человек едва ли мог позволить себе велосипед. Мотопром был вынужден подстраиваться под эти условия и выпускать очень дешевые машины. На арену вышли двухтактные моторы – топливо тогда было еще сравнительно дешевое.

Военный период привнес много новых нестандартных решений в промышленность, в том числе и в сферу мотоциклостроения.
Результатом одного из таких решений стало появление нового класса – мотороллеров.

В 1946 году по проекту авиационного инженера Коррадино Де Асканио итальянская компания Piaggio запускает чрезвычайно удачную серию Vespa.

Совсем не похожий на классику, это был первый мотоцикл в мире такого типа и являлся воплощением простоты и функционала, был прост в изготовлении и быстро получил распространение по всему земному шару. Он имел безрамную конструкцию, небольшой маломощный мотор и всего три скорости.

Вертикальная посадка обеспечивала особый комфорт для ездока, «Веспами» без труда пользовались женщины и пожилые. Став законодателем новой моды, «Веспа» часто появляется в кинематографе XX и XXI века, а также наряду с другим скутером Lambretta являлась неотъемлемой частью британской молодежной субкультуры 50-х годов.

Первый мотороллер Vespa 1946 год.

История возникновения мотоциклов в Японии начинается в 1946 году, когда Соичиро Хонда строит свой самый первый мотоцикл, который представляет собой велосипед с 50-ти кубовым электромотором, а через четыре года на внутренний японский рынок выходят такие известные сейчас марки как Suzuki и Kawasaki. Примечательно, что практически все знаменитые компании, занимающиеся производством мотоциклов, ранее имели несколько иной род деятельности, это правда совсем не означает, что такие фирмы переквалифицировались на создание только мотоциклов. Так было с Yamaha, создатель которой в 1897 году начал свой бизнес с выпуска музыкальных инструментов, а уже в 1950-м году был создан первый двухтактный Yamaha YA-1. И если в начале своего пути японцы также, как и мы занимались по большей части копированием немецких аппаратов, то уже к концу 60-х японские аппараты заполнили международный рынок.

Двухтактный японский мотоцикл Yamaha YA-1 1950 год.

Современная эра создания мотоцикла

К 70-м годам автомобили как средство передвижения начали вытеснять мотоциклы. В Европе расширяется и упрощается производство дешевых авто и мотоцикл становится скорее хобби, стилем жизни. Появляется мода на тяжелые и скоростные шоссейные модели.

Здесь преуспевают японские мотоциклы с четырех цилиндровыми моторами. Одновременно с этим возрастает мода и на лихачество, агрессивную езду, которая доходит и до СССР. Сам образ мотоциклиста сильно пострадал из-за преимущественного использования данного средства передвижения грабителями и вандалами.

Однако вернуть благородный облик удалось буквально через десять лет.

Мотоцикл Honda CB350 1970 год.

Мотоспорт активно развивался и делился на различные специализации, что послужило появлению мотоциклов класса «стрит», а также внедорожных «эндуро» и «триал», так и появились виды мотоциклов.

История появления мотоцикла с тремя и четырьмя колесами, именуемыми, соответственно, трайками и квадроциклами, начинается примерно в эту же временную эпоху с появлением арочных шин низкого давления.

В начале 1980-х активно возрастает применение электронных элементов, а также изготовленных из пластика деталей. Двухтактные моторы отходят на второй план, во многом из-за увеличения кубатур двигателей. Возрастают и обороты скоростных серийных машин.

Мотоциклы начинают оснащать пневматической подвеской, дисковыми тормозами. С точки зрения дизайна начинает вырабатываться современный стиль, немногим отличающийся от сегодняшних моделей. Фильмы история мотоциклов.

Мотоцикл Honda CB250 1980 год.

Современные мотоциклы России история крайне плачевная, поскольку их просто-напросто нет. Произошло это в связи с падением спроса, ввиду того, что большинство населения в 90-х обзавелось автомобилями. Любые попытки восстановить производство потерпели неудачи – оборудование устарело, качество сборки крайне низкое.

Мотоцикл Honda CBR250 1990 год.

Вывод

История мотоцикла на этом не заканчивается – экспоненциальное развитие технологий и науки в любом случае очень скоро приведет изобретателей к применению новых материалов, отказу от нефтяного топлива, увеличению КПД моторов и еще многому, о чем мы пока даже не можем подозревать.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ba7daaa5cddf000abd93d52/istoriia-sozdaniia-motocikla-pervyi-motocikl-v-mire-5bafb32ffe7b2900aa92cac4

История изобретения скутера (мотороллера)

Что открыл мопед

В 1902 году французский инженер Жорж Готье создал первый в мире скутер, получивший название «авто-кресло». Изобретатель установил удобное кресло с подлокотниками и высокой спинкой на двухколёсное транспортное средство, убрав мотор под сиденье и сделав проём между сиденьем и рулевой колонкой для удобства посадки.

 
  Готье руководствовался не только соображениями комфорта для мотоциклиста. Совершенно новыми техническими решениями были цепная передача, идущая от двигателя мощность 2.75 л.с. на заднее колесо и запуск двигателя съёмной рукояткой, как на автомобилях.

Это изобретение приобрело сразу многочисленную армию поклонников, что стало причиной массового копирования мотоцикла во многих европейских странах. К тем, кто не бездумно лепил копии с чужих изобретений, относился американец Лефебр.

В 1909 году он решил усовершенствовать мотоциклетную конструкцию: удлинил базу до 1570 мм, что делало экипаж двухместным, сделал сплошную ровную поверхность под ногами – алюминиевую пластинку размером 43×28 см, установил спереди рычажную вилку.  Новая машина получила гордое название New Era.

Но идеи, заложенные в этой конструкции, завоюют сердца американцев гораздо позже. 

А в 1910-хгодах в Америке среди уличных мальчишек развивается новое увлечение – езда на самокатах с моторчиком. Такой вид транспорта стали называть скутером, от сленгового английского глагола «to scoot», что значит «срываться с места, смываться, удирать».

Уличные подростки, вооружённые такими помощниками, наводили страх и ужас на мелких уличных торговцев, безнаказанно покидая места преступления. Поскольку такие средства передвижения стали пользоваться популярностью не только у мелких воришек, но и вполне себе законопослушных граждан, то предприниматели поставили производство экипажей на поток.

В 1915 году американская компания Autoped Company of America начинает серийный выпуск усовершенствованных машин, называемых «автопедами». Автопед имел крохотные колёса, причём заднее было закрыто кожухом, платформу-подножку, складной руль и двигатель мощностью в 1.5 л.с.

Человек, совершающий передвижения на таком транспорте, не мог позволить себе длительного путешествия, следствием которого была бы простая усталость, так как сиденья на таком автопеде не было. Поэтому с пьедестала рынка автопед был смещён в 1919 году английским изобретателем Грэнвиллем Брэдшоу, догадавшимся установить сиденье на скутер.

Машина Брэдшоу, называемая ABC Scootamoto, имела маленькие колёса, высокий руль, полик-подножку и располагающийся позади водительского сиденья одноцилиндровый мотор объёмом 125 см3.

Другие изобретатели, стремящиеся улучшить конструкцию автопеда, решили сохранить не только полик-подножку и крохотные колёса, но и расположение мотора в передней части машины. Так в 1920 году на свет появляется скутер Unibus, который отличается от настоящего только расположением двигателя.

 
Обладая внешней привлекательности и удобством, эта машина,  не имела совершенной трансмиссии, надёжности двигателя и долговечной рамы, поэтому от неё отвернулись надолго самые преданные поклонники этого вида транспорта. Серийное производство скутеров прекратилось почти на 10 лет.

И только американские лётчики не отказались от скутеров, на которых они рассекали огромные пространства аэропортов. В одном из таких аэропортов в 1935 году и увидел скутер молодой американский предприниматель Фостер Солсбери, которому пришла идея, что именно такой недорогой вид транспорта и нужен именно сейчас  измученной кризисом стране.

Для воплощения своей идеи Солсбери подключил своего друга американского инженера Остина Элмора, с которым и был успешно создан  в 1936 году скутер  Moto Glide, ставший родоначальником современной линейки скутеров. У этой машины были маленькие пятидюймовые колёса, двухтактный двигатель объёмом 82 см3 и автоматическая коробка передач.

Скутер имел потрясающий успех, что подтолкнуло друзей на разработку новых конструктивных решений. Молодые люди обратились с просьбой к Роберту Аммону, владельцу компании Cushman, специализирующейся на производстве двигателей для газонокосилок и другой силовой техники, продать тысячу моторчиков.

Неискушённые в бизнесе друзья доверчиво оставили чертежи своего скутера, которые попросил Аммон, якобы для доработки двигателя под скутер. А уже через неделю молодые предприниматели получили отказ от Аммона под предлогом нехватки производственных мощностей.

Можно только представить, какое негодование  испытали компаньоны, когда в конце 1936 года компания Cushman представила покупателю свою разработку скутера Auto-Glide. Справедливости ради, этот скутер не был точной копией Moto-Glide,а выглядел гораздо симпатичнее.

Но Роберт Аммон был не единственным, кому пришлись по вкусу идеи Солсбери. Копировать скутеры стали крупные и мелкие компании. И только благодаря незаурядному уму Солсбери ему удалось вырваться вперёд. В 1937 году изобретатель создаёт новую модель Aero Moto Glide c четырёхтактным двигателем мощностью 0.75 л.с.

Через год Солсбери удивляет своих поклонников новой моделью с автоматическим центробежным сцеплением и клиноременным.вариатором, являющихся главными узлами современных скутеров. Американские журналисты присвоили неутомимому изобретателю титул «Генри Форд мира скутеров».

В конце 30-х годов популярность скутеров невероятна, доказательством чего служит появление их изображений в самых модных глянцевых журналах.
  Во время Второй мировой войны компанией Cushman были разработаны специальные модели скутеров для парашютистов-десантников.

Бурную историю развития скутер получил после Второй мировой войны, когда заводам во всех странах, заточенных под ВПК, пришлось переориентироваться на гражданскую продукцию. Например, в Японии скутеры Mitsubishi Silver Pigeon изготавливали из материалов, предназначенных для строительства самолётов. Даже колёса не надо было производить – ими служили шасси.

В Италии была примерно такая же ситуация. Знаменитая модель Vespa, созданная в 1946 году концерном Piaggio, специализирующемся, в том числе, и на строительстве самолётов, стала законодателем моды в мире скутеров. Основным конкурентом Vespa после 1947 года стала Lambretta производства ещё одной итальянской компании Innocenti.

Если вы посмотрите внимательно на фотографию этого шедевра, то не удивитесь, что он был построен на заводе по производству водопроводных труб, перепрофилированном после войны.
Конкуренция между двумя итальянскими компаниями длится и по сей день, что не может не радовать любителей скутеров, так как даёт возможность увидеть неограниченные возможности талантливых людей.

“ДримБайк”, Роман Квадрин

Источник: https://dreambike.ru/a157995-istoriya-izobreteniya-skutera.html

Наше наследие: Каким был прародитель всех мопедов СССР — «Мототехника» на DRIVE2

Что открыл мопед

Сегодня мой рассказ о том, как в СССР появились мопеды. И о редкой модели ХВЗ В-901, которая считается первым серийным мотовелосипедом страны.

велосипед МВЗ с двигателем Красный Профинтерн. 1936 г.

Попытки создать моторизированный велосипед предпринимались в СССР еще до Второй мировой войны. Известно как минимум о нескольких таких проектах. Двигатель пробовали ставить на велосипед и над передним колесом, под перекладиной рамы, под педальной кареткой и в районе задней втулки. Но дальше небольших опытных партий дело не пошло.

КМЗ К1Б Киевлянин из частной коллекции. Фото 2019 г

После войны на немецком оборудовании и комплектующих, было запущено производство 98-кубового мотоцикла К1-Б «Киевлянин» (копия Wanderer SP1) на вновь образованном заводе КМЗ. Его выпускали с 1945 по 1951 год, а первые три года даже получали немецкие двигатели Sachs по репарации.

И если по своему строению «Киевлянин» и напоминал мотовелосипед, то формально он все же считался легким мотоциклом. Кому интересно, вот ссылка на видеообзор К1Б.
В те годы даже названия «мопед» еще не существовало, а потребность в легком и недорогом мототранспорте была огромной.

КМЗ свернул выпуск 98-кубового «Киевлянина» и полностью переключился на выпуск тяжелых мотоциклов с коляском М-72.

Мотовелосипед ХВЗ на базе довоенной модели Украина для Наркомата связи

Задание разработать легкий моторизированный велосипед получал и Харьковский велосипедный завод. Историю появления этого предприятия я подробно рассказывал. Первый образец мотовелосипеда здесь изготовили еще в 30-е годы и оснастили двигателем с ременной передачей на заднее колесо.

Была даже выпущена опытная партия в 70 штук для «Наркомата связи», но в ходе эксплуатации оказалось, что такая конфигурация была крайне не надежной.

В 50-х в харьковском ЦКТБ Велостроения принялись развивать модель легкого ДВС изобретателя Прибылого, который уже давно досаждал конструкторов своими идеями о велосипедном двигателе.

Д4 еще харьковского производства

Его разработки внимательно изучили и оказалось, что двигатель Прибылого – это именно то, что было нужно. Легкий, односкоростной, компактный, простой и экономичный, он легко помещался внутри рамы стандартных велосипедов типа В110 «Прогресс», да еще и требовал минимальных доработок для установки.

ХВЗ В110 Прогресс с двигателем Д4

Двухтактный одноцилиндровый двигатель с золотниковым газораспределением, рабочим объемом цилиндра 45 куб. см, степень сжатия — около 5,2. Двигатель Д4 развивал мощность около 1 л.с. при 4000 — 4500 об/мин и имел цепной привод на заднее колесо. Велосипеды, с установленными на них Д-4, развивали скорость до 40 км/час.

Справка, выданная Прибылому, для демонстрации его двигателя на велосипеде ХВЗ

Харьковский велозавод запускает даже серийное производство двигателя Д4 конструкции Прибылого, и они поступают в продажу, как комплект для самостоятельной установки на велосипеды.
Полный размер

Комплект для установки двигателя Д4

Однако, выпуск таких сложных агрегатов, как двигатель, для ХВЗ оказался не профильным, и в 1956 году было принято решение передать их производство в Ленинград на моторный завод “Красный Октябрь”.

Тем временем в ЦКТБ Велостроения уже накопили опыт эксплуатации моторизированных велосипедов и спроектировали первый советский мотовелосипед ХВЗ В-901, который выпускался только с двигателем.

Именно он и стал прародителем всех мопедов СССР. ХВЗ В-901 выпускался очень недолго: с 1958 по 1962 год. Уже в ходе производства в него вносились изменения, и известно как минимум о двух поколениях ХВЗ В-901.

В продажу они поступали с ценой 117-120 послереформенных рублей.

Он изначально уже имел отличия от стандартных велосипедов. В частности, на передней вилке были установлены амортизаторы, комплектовался колесами 26 дюймов с шинами 26*2 для езды по грунтовым дорогам. ХВЗ В-901 в обязательном порядке комплектовался фарой, энергию для которой вырабатывала динамка на заднем колесе. Подробно смотрите на видео.

Техническая характеристика мотовелосипеда ХВЗ В-901:
— База велосипеда- 1128 мм

-Высота рамы (расстояние между центром каретки и верхней частью подседельной трубы) — 500 мм— Втулка заднего колеса — тормозная типа Tоrpedo— Размер шин — 559 х 48 (26х 2)— Двигатель Д-4, 45 куб.см., 1 л. с.— Расход бензина. 1-1,2 литра на 100 км

— Вес велосипеда вместе с двигателем-27 кг.

ЛВЗ В-902

Харьковское ЦКТБ Велостроения, с учетом опыта эксплуатации В-901, разработало и более совершенную модель В-902 с тем же двигателем Д4. Ее производство в 1958 году запускают на Львовском велосипедном заводе, который решено было полностью переключить на выпуск мотоциклетной продукции и переименовать в ЛМЗ. Выпускали ее и на Пензенском заводе ПМЗ.

В-901 в музее ХВЗ. 2009 г

Харьковский велосипедный завод в 1962 году завершил производство ХВЗ В-901 и больше к моторизированной тематике не возвращался. Разработкой же последующих моделей мопедов начали заниматься конструкторские бюро на вновь образованных заводах.

Двигатели конструкции Прибылого устанавливали и на рижские модели. Всего же в СССР было выпущено почти 10 млн двигателей Д4, Д5, Д6 и их последующих модификаций. Удивительно, но велосипедный двигатель конструкции Прибылого выпускают и по сей день в Китае без всяких лицензий. Поставляют их и на наш рынок. Так, что общий тираж этой разработки может быть огромен.

Экземпляр ХВЗ В-901, доживший до наших дней. Из частной коллекции. Фото 2020 г

Источник: https://www.drive2.ru/b/551419925810381381/?page=0

История создания мопедов

Что открыл мопед

Первые попытки создать мотоцикл относятся к 1885 году, когда Г. Даймлер в Каннштадте установил на специально для этого построенный деревянный велосипед вертикальный бензиновый двигатель. Конструкция оказалась слишком громоздкой и дальнейшего развития не получила.

Однако в 1893 году два других немецких изобретателя — Гильдебрандт и Вольфмюллер начали в Мюнхене выпуск мотоциклов, у которых шатуны двухцилиндрового горизонтального двигателя действовали как у паровоза, непосредственно на ведущее колесо, в результате чего машина двигалась рывками.

Смена лопнувшей шины влекла за собой необходимость заново регулировать двигатель. Эта конструкция также не оставила заметного следа в истории транспорта.

Поэтому можно утверждать, что первый практичный мотоцикл, от которого ведут родство его современные собратья, был создан русскими изобретателями Евгением и Михаилом Вернерами.

Мопед Вернер 1898 года

В 1896 году в Париже одному из братьев пришла идея установить маленький бензиновый двигатель на велосипед. Горизонтальный четырехтактный двигатель поместили над задним колесом, передача к которому осуществлялась с помощью роликовой цепи и фрикционных дисков. Но после испытаний двигатель (теперь уже вертикальный) перенесли на переднюю вилку. Результат превзошел все ожидания.

В 1897 году было выпущено 12 таких велосипедов, а в следующем, 1898-м для их производства была основана фирма «Братья Вернер и К°». Они назвали свой моторный велосипед «мотоциклетом». Отсюда и пошло русское — мотоцикл, хотя по существу это был мопед.

Мотоцикл с эмблемой «Вернер Фрер» («Братья Вернер») 1898 года (показан на снимке) оснащался одноцилиндровым четырехтактным двигателем воздушного охлаждения. Он развивал мощность 0,75 л. с. при 1200 об/мин. На переднем колесе был укреплен большого диаметра шкив с полукруглым желобом.

Ему передавал вращение от двигателя ремень круглого сечения. Для воспламенения горючей смеси служила не свеча электрической системы зажигания, а калильная трубка, которую перед пуском мотора разогревали докрасна.

Поскольку сцепление и коробка передач отсутствовали, мотоцикл пускали с хода, воздействуя на обычные велосипедные педали.

Карбюратор, как и зажигание, был довольно примитивным — испарительного типа. Из бачка с бензином пары горючего поступали прямо во впускной патрубок.

Достоинством машины Вернеров была простота и малая масса — около 30 кг. Любой велосипед довольно быстро становился мотоциклом (точнее сказать, мопедом) только путем установки мотора, ведомого шкива и бензобака.

Распространением мотоциклов «Вернер» в России в 1898— 1900 гг. занимался один из четырех братьев — Ипполит Антонович, магазин которого помещался в Москве на Петровке. Мотоциклы Вернеров в течение нескольких лет одерживали победы на многих крупных состязаниях и получили свыше 30 первых и вторых призов. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже им были присуждены золотая и серебряная медали.

Конструкция Вернеров вызвала многочисленные подражания. Легкие мотоциклы (или все-таки мопеды) с моторчиком над передним колесом начали выпускать фирмы «Циклон», «Шайберт», «Комет» в Германии, «Иксьон» во Франции. А завод, строивший машины «Вартбург» в немецком городе Эйзенахе, даже приобрел у Вернеров лицензию на производство их мотоцикла.

Чешский механик Вацлав Лаурин, побывав в 1898 году в Париже, познакомился там с изобретением Вернеров и купил одну машину. Дома он по типу «Вернера» в 1899 году построил опытный образец первого мотоцикла «Лаурин-Клемент» модели «1А».

Впоследствии, на основе опыта, накопленного при эксплуатации, чешские изобретатели начали выпуск более совершенных моделей, которые по существу стали прародителями нынешних мотоциклов. На этих «лаурин-клементах» двигатель стоял уже в середине рамы, которая имела специальную конструкцию, не заимствованную от велосипеда.

К началу 1901 года было выпущено свыше 3500 мотоциклов «Вернер». Тогда же братья создали новую конструкцию с открытой рамой (здесь они уже учли опыт завода «Лаурин-Клемент»).

Двигатель этого мотоцикла был расположен посредине (как у современных), и его картер служил одним из звеньев рамы. С 1902 года подобные конструкции стали строить многие мотоциклетные фирмы в разных странах.

С 1906 года фирма «Вернер» занялась производством автомобилей, которое было прекращено в 1914-м в связи с войной.

Кто же они такие, братья Вернеры? Тут автомобильный историк невольно вторгается в иную область — историю русской журналистики и издательского дела.

Один из братьев, Михаил Антонович, кроме статей и очерков, писал романы, а младший, Евгений, был поэтом.

В 1885 году они приобрели типографию на Арбате и возобновили издание журнала «Вокруг света». Некоторое время спустя Вернеры стали издавать журналы «Друг детей» и «Сверчок», в котором сотрудничали М. П. и А. П.

Чеховы. Интересен отзыв
Антона Павловича о братьях Вер-нерах в письме к издателю И. А. Лейкину: «Вокруг света» имеет более 20 тысяч подписчиков, а «Сверчок» за 5 тысяч. Каковы ребята?.. Энергичны до чертиков…

»

Михаил Павлович Чехов, сотрудничавший в «Друге детей», так описывает работу братьев в их типографии: «Дело кипело, машины гремели, газовый двигатель вспыхивал и пыхтел, и сами Вернеры не сидели барами, сложа руки и дожидаясь прибылей, а оба, по-рабочему одетые в синие блузы, работали тут же, не покладая рук. Главное то, что они сами по уши уходили в самую черную работу».

Поселившись в Париже, Вернеры сначала пытались заняться журналистикой. Но дело у них не пошло. Тогда они организовали небольшую мастерскую для ремонта биноклей, фотоаппаратов, пишущих машинок и граммофонов. И вот тут возникла идея «мотоциклета», судьба которого оказалась более удачной, чем все остальные начинания братьев.

Нужно отметить, что легкие мопеды с двигателем над передним колесом дожили и до наших дней. Одна из крупных французских фирм, производящих мопеды, «Велосолекс» на протяжении многих десятилетий выпускала мопеды с такой компоновкой («За рулем», 1985, № 1). Поэтому мы с полным правом можем назвать братьев Вернеров изобретателями мопеда в самом современном смысле этого слова.

В. ДУБОВСКОЙ

1987N12P24

Источник: https://roker.kiev.ua/techinfo/moped/izobretateli-mopedov/istoriya-sozdaniya-mopeda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.