Что означают новые категории в водительском удостоверении

Содержание

Что значат подкатегории и категории водительских прав в 2020 году

Что означают новые категории в водительском удостоверении
Время чтения: 8 минут

Водительское удостоверение в нашей стране прошло определенный путь «эволюции», пока в 2014 году стало документом европейского образца. Наше ВУ сегодня соответствует Венской конвенции. Наряду с увеличенной защитой в нем появились новые для нас подкатегории и категории водительских прав, а также ограничения и отметки, характеризующие квалификацию и навыки водителя.

Кратко об удостоверении водителя

Речь идет о небольшой пластиковой карточке сине-розового цвета прямоугольной формы. Французской транскрипции теперь нет, все надписи на русском дублируются английским переводом.

На лицевой стороне в левой части размещена цветная фотография владельца, под которой ставится его подпись. Справа указываются персональные данные владельца, даты выдачи и окончания срока действия, наименование и печать выдавшего органа, номер, а также отрытые категории.

На обратной стороне можно увидеть таблицу, в которой дана классификация категорий и подкатегорий и указаны открытые, штрихкод, а также дополнительную кодированную информацию или ограничения, связанные с владельцем.

Выдается документ после соответствующего обучения, сдачи экзаменов и уплаты госпошлины.

О категориях водительских прав

Чтобы внести некоторую ясность, на картинке ниже представлена таблица категорий водительских прав с недавними изменениями, составленная на основе ст. 25 ФЗ 10.12.1995 N 196-ФЗ.

Перед сдачей экзаменов на большинство категорий требуется проходить отдельное обучение, а при открытии новой в ВУ вносятся специальные отметки в отведенных для этого полях.

Если категория уже открыта, подкатегория активизируется автоматически. Отдельными видами ТС можно управлять при наличии любой открытой категории.

Далее мы представим описание категорий и подкатегорий водительских прав в России согласно действующему законодательству.

Категории А – мотоциклы

Раньше это была простейшая категория, которая требовалась любителям всех мотоциклов. Сегодня ее разделили на две, различающие байки по объемам и мощности силовых агрегатов. Кроме того, одну можно получить уже с шестнадцати лет, а другая доступна только с восемнадцати. Итак, по порядку.

Категория А1 водительских прав разрешает управлять мотоциклом с ДВС объемом 50 -125 см3 и мощностью не более 11кВт. Проще сказать, скутером. Доступна для лиц с 16 лет и открывает категорию М, о которой речь пойдет ниже.

А1 присваивается автоматически, если имеются права категории А, которая допускает к управлению двухколесными механическими ТС с колясками и без них, а также трех/четырехколесными ТС массой до 400 кг. Другими словами, мотоциклами, как их трактуют ПДД. Разрешает категории M, MS и B1, доступна с 18 лет.

Категории В – легковые автомобили

Теперь о том, что значит категория В в водительском удостоверении, Речь идет о праве на управление автомобилями массой до 3500 кг с количеством пассажирских мест не больше 8. ТС может быть с прицепом массой более 750 кг. Однако при категории В с прицепом автомобиль не должен весить более 3,5 т. Открывает категории М и В1, доступна с 18 лет.

Водительское удостоверение категории В1 дает право на управление трех/четырехколесными ТС с массой до 550 кг (для перевозки людей – 400 кг) и скоростью до 50 км/ч.

Если такой аппарат оснащен ДВС, его объем может превышать 50 кубов, мощность должна быть менее 20 л. с., а скорость – более 25 км/ч.

При расчете пустого веса в учет не берется аккумулятор, если ТС имеет электрический привод. Категория доступна с 18 лет и открывает М.

Удостоверение категории ВЕ позволяет управлять авто с прицепом массой более 750 кг. Причем допустимо, чтобы снаряжение прицепа превышало вес пустого авто, а общая масса может быть выше 3500 кг. При этом нужен стаж категории В не менее двенадцати месяцев.

Категории С – грузовой транспорт

Рассмотрим, что означает категория С. Она позволяет управлять ТС с максимальной массой (больше 3,5 тонн) и с прицепами до 750 кг. Разрешается с восемнадцати лет и автоматом открывает категории M и C1. Подкатегория С1 тоже дает возможность управлять ТС массой более 3500 кг, но с ограничением – до 7500 кг. Прицеп не может весить более 750 кг. Категория M открывается тоже автоматически.

Водительские права категории С1Е предоставляют разрешение управлять автомобилями подкатегории C1 с прицепами весом более 750 кг без превышения массы автомобиля при условии, что общий вес не более 12 тонн. Требуется стаж категории C или C1 не меньше одного года.

С категорией СЕ можно легально управлять авто массой свыше 3,5 т с прицепом до 750 кг. Кроме того, доступно управление ТС категорий M и C1E. Для получения требуется стаж категории С не менее одного года.

Категории D: пассажирские перевозки

Получение водительского удостоверения категории Д потребуется для эксплуатантов, планирующих перевозить пассажиров на соответствующим образом оборудованных ТС с 8 и более посадочными местами. Это микроавтобусы и автобусы, то есть основа городского транспортного сообщения. Допускается использование прицепов с массой до 750 кг.

Открывается с 21-летнего возраста и позволяет управлять ТС категорий M и D1.

Подкатегория Д1 водительских прав отличается ограничением числа пассажирских посадочных – 16 единиц. Как правило, требуется для эксплуатантов небольших автобусов, которые используются в качестве корпоративного транспорта либо грузового такси без прицепов.

D1E открывает право на управление ТС категории Д1, но уже с непредназначенным для пассажиров прицепом весом до 750 кг без превышения массы пустого авто. Масса сцепки не может быть более 12 т. Требуется стаж D или D1 не меньше года.

И только подкатегория DЕ раскрывает весь потенциал. Это максимум, на что может рассчитывать профессиональный водитель. Дает возможность управления ТС категории D с прицепом весом более 750 кг без оговорки о запрете на перевозку пассажиров и ограничений числа пассажирских мест. А это сочлененные и двухпалубные автобусы. Для получения требуется стаж категории D не меньше 12 месяцев.

Категория М – мопеды и легкие квадроциклы

Категория водительских прав М предоставляет право на управление более легкими ТС, чем мотоциклы. Не зря в правах в графе этой категории использована пиктограмма с изображением велосипеда. На самом деле она разрешает управление мопедом и легким квадрициклом. Подкатегорий здесь нет. Право управления предоставляется при наличии любой открытой категории.

Скажем пару слов, о том, как получить водительское удостоверение категории М. Обучение можно начинать уже с 14 лет, а управлять указанными ТС – только с 16. Срок обучения в автошколе составляет один месяц.

На всякий случай поясним, о каких ТС идет речь. Под мопедом подразумевается двух/трёхколёсное ТС с ДВС объёмом до 50 см3 или электродвигателем мощностью 250 Вт – 4 кВт и скоростью не более 50 км/ч.

А под легким квадроциклом – аппарат с силовым агрегатом объемом до 50 см3.

Категории Tm и Tb – трамваи и троллейбусы

Раньше для такого вида транспорта отдельных категорий не было. В старых правах сведения заносились в графу особых отметок. Так что это новые категории удостоверения водителя автомобиля. Tm (трамвай) и Tb (троллейбус) требуют отдельного обучения, независимо от наличия или типа открытой категории. Доступны с 21 года и автоматически открывают категорию М.

Расшифровка дополнительных отметок

Все отметки в ВУ условно делятся на обязательные и особые, или дополнительные. К первым относятся данные о владельце документа, даты, сроки и номер. Вторые используются в особых случаях, почему так и называются. Они заносятся в 12 или 14 графы на обороте ВУ и относятся к отдельным или ко всем категориям сразу.

Среди них можно встретить такие:

  • АS – автомобильное управление;
  • МS – мотоциклетное управление;
  • GСL – очки или линзы;
  • АТ – автоматическая трансмиссия;
  • МС – ручное управление;
  • АPS – авто парктроник;
  • НA/CF – аппарат коррекции слуха;
  • обязательная медсправка;
  • группа крови;
  • дубликат;
  • стаж.

В принципе, расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца понятна, но все же стоит объяснить, почему ставят некоторые отметки.

AS и МS

Данные отметки нужны для разграничения прав управления ТС категории В1 в зависимости от вида рулевого управления, которое разрешено использовать водителю. Если открыты категории А и В, то таких отметок в правах не увидишь.

Moto Steering, или MS, ставится в графе ограничений рядом с В1, если открыта категория A, но отсутствует B. Разрешает управление ТС с рулем и посадкой мотоциклетного типа. Если, наоборот, открыта категория B, но нет A, вносится отметка Automotive Steering, или AS.

GCL

Данная отметка указывается в 14 разделе ВУ и означает «очки и линзы». Если в правах имеется GCL, запрещено управление ТС разрешенной категории без ношения приборов коррекции зрения. Ставится на основании диагноза окулиста. Кроме того, на фото в ВУ водитель должен быть в очках или с контактными линзами, даже если последних не будет видно.

АТ

Отметка АТ указывает, что водитель допущен к управлению ТС только с АКПП. Как правило, проставляется, если обучение и экзамен проводились на этом типе трансмиссии. Считается, что механика сложнее для водителя, в связи с чем и введено подобное ограничение.

Прочие отметки

Больше всего отметок в ВУ связано с ограничениями по медицинским показаниям. Заносят их в 14 раздел. Про очки мы уже сказали, расскажем и о некоторых других:

  • Обязательная медицинская справка. Вносится, если у водителя проблемы со здоровьем, требующие постоянного контроля, но без ярко выраженных проявлений. То есть человека допускают к управлению, но медицинскую справку он обязан возить с собой.
  • MC – разрешено управление транспортом только с ручным управлением. Ставится в ВУ инвалидов на основании медицинского заключения после переоснащения ТС.
  • APS – водитель допущен к управлению ТС только с автоматической парковочной системой.
  • HA/CF – разрешено управление при условии обязательного ношения слухового аппарата.
  • ML – медицинские ограничения к управлению ТС категории M. Проставляется в 12 разделе, рядом с соответствующей категорией.
  • Дубликат – указывается при замене удостоверения ввиду утраты/хищения.
  • Стаж водителя – при плановой замене ВУ, чтобы было видно, когда была первая выдача.

Кроме того, часто вносят группу крови. Это не обязательное, а добровольное решение владельца ВУ.

Метки ГИБДД

Иногда на правах появляются едва заметные точки, дырочки, черточки и прочие знаки на различных участках вашей фотографии. Обычно это становится заметным после того, как ВУ побывает в руках инспекторов ГАИ. Если вы думаете, что так они отмечают для себя, какие машины можно водить вам, глубоко заблуждаетесь.

Инспектор так шифрует свои послания коллегам относительно того, как следует с вами себя вести. Например, если на фото появилась точка на лбу, это значит, что вы – жадный тип, правда, способный откупиться. И таких вариантов «отображения» поведенческих черт масса.

Как открывается категория

Читатель уже должен был заметить, что открыть все категории водительских прав одновременно невозможно, да и необязательно. Некоторые подкатегории предоставляются автоматически, о чем мы говорили.

При желании открыть категорию несложно, ведь дополнительное обучение не всегда требуется.

В таком случае остается подготовиться к экзаменам, собрать документы, оплатить госпошлину и подать в МРЭО соответствующее заявление.

Повышение категории водительских прав обязательно сопровождается профильным обучением.

Это выполняется в специализированной автошколе. Сроки обучения варьируются от сложности выбранной категории. Когда процесс завершен, можно обращаться в ГИБДД. Там потребуются следующие бумаги:

Наконец, о том, как открыть новую категорию водительского удостоверения в 2020 году. Экзамены по знанию ПДД и практике вождения необходимо сдавать в любом случае. В МРЭО определят даты, порядок подготовки и сдачи.

Перед сдачей экзаменов рекомендуется оплатить штрафы (при наличии). Самостоятельная подготовка не предусмотрена, поэтому проводится в автошколе. Комплекты экзаменационных билетов будут одинаковыми независимости о того, какая категория водительских прав на легковой автомобиль открывается. Если это категория на грузовое авто, автобус, трамвай или троллейбус, контрольные вопросы будут другими.

Теория сдается в компьютерном классе, а практика – на автодроме. На последнем этапе следует быть готовым к практическому вождению в городских условиях. Если нужно переучиться на механику, сдавать придется только автодром.

Теперь ясно, сколько категорий водительских прав существует, но в любом случае на сдачу теории отводится шесть месяцев. После неудачной попытки следующую можно предпринять только через неделю. С каждым разом разрыв между экзаменами по срокам увеличивается и может дойти до месяца.

В заключение

Итак, вкратце мы рассмотрели все виды категорий и подкатегорий ВУ в последней редакции. Их стало больше, а подход к выбору требуемой – гибче. С другой стороны, процедура получения не упростилась, и требования ГИБДД не снизились. То есть к получению новой категории необходимо серьезно готовиться.

Также необходимо четко знать свои ограничения – как по категории, так и по медицинским показаниям. В частности, важно понимать, сколько пассажиров можно брать «на борт», сколько тонн загрузить в прицеп и так далее.

Расшифровка категорий водительских прав: видео

Источник: https://1avtoyurist.ru/oformlenie/prava/voditelskoe-udostoverenie-kategorij.html

Категории водительских прав в 2019 году

Что означают новые категории в водительском удостоверении

Согласно Закону Российской Федерации о «Безопасности дорожного движения», был введен новый формат используемых водителями прав.

Изменения коснулись не только внешнего вида удостоверения — пластиковая карта, соответствующая всем международным нормам, теперь обладает массой защитных свойств и её практически невозможно подделать.

Необходимость в изменениях возникла за счёт введения специального штрих-кода, открывающего доступ к персональным данным водителя в электронной базе данных, а также за счёт изменения общего количества категорий водительских прав.

Водительское удостоверение нового образца. Какая информация содержится в правах?

Для законного управления автотранспортным средством необходимо иметь удостоверяющий документ, в котором содержится полная информация о владельце (именно благодаря этому пластиковую карту часто используют в качестве удостоверения личности), а также данные непосредственно касающиеся вождения.

https://www.youtube.com/watch?v=Sh0BUgcik_o

Удостоверение имеет форму прямоугольника с закругленными углами, изготовленного из плотного пластика. Линейные размеры — 55 мм в высоту и 85 мм в ширину. Цветовая гамма — бледно-розовая. Текст нанесен черным красителем. Для защиты от подделки, фабрикой Гознак на документ были нанесены:

  • сложный рисунок из тонких изогнутых линий;
  • микротекст, который практически незаметен с первого взгляда;
  • надписи, выполненные люминесцентным способом;
  • скрытые изображения;
  • индивидуальный штрих-код, расположенный на обороте (считывается специальным устройством).

В документе указываются:

  • ФИО, дата и место рождения, город проживания, подпись и фотография водителя;
  • присвоенная водительская категория;
  • выходные данные самого документа: серия, номер, срок действия, а также орган, выдавший документ.

Все, что написано в документе, изложено кириллицей и латиницей.

С двух сторон водительской карты содержатся разные блоки информации, которые можно условно назвать данными о водителе и данными о автотранспортных средствах, которые могут использоваться.

Лицевая сторона удостоверения

  • Слева от заголовка прав указывается территориальная принадлежность документа.

У российских водителей в пурпурном овале содержится надпись «RUS», а, например, на водительской лицензии, выданной на территории Европейского Союза, на этом месте отпечатан флаг ЕС.

  • Ниже помещается фотоснимок водителя (размеры 30 на 40 мм), а также личная подпись того, кто владеет удостоверением.

Нормативные акты РФ устанавливают, что фотоснимок на водительских документах должен содержать портрет фотографируемого без головного убора (исключение может быть сделано для лиц, которые не могут фотографироваться без головного убора по религиозным соображениям). Те, у кого медицинская комиссия выявила проблемы со зрением, должны фотографироваться в очках, которые имеют прозрачные стекла.

  • В правой части указывается фамилия, имя и отчества владельца прав, его дата и место рождения.

У граждан, родившихся на территории Российской Федерации, записан край, область или другой регион. Для лиц, родившихся за пределами РФ, указывается страна происхождения.

  • Ниже размещены данные государственного регистратора: название органа, выдавшего документ, дата выдачи и конечный срок использования прав (период, установленный законом, составляет 10 лет), номер и серия карточки.

Далее указываются домашний регион и группа категорий транспортных средств, которыми может управлять водитель.

Обратная сторона удостоверения

  • В левой области помещен уникальный штрих-код, с помощью которого можно считать всю изложенную в документе информацию.

Чуть ниже указываются завод-изготовитель документа и типографская серия, которые необходимы для дополнительной защиты от подделки.

  • Основную часть документа занимает таблица с разрешенными для вождения категориями транспорта. В первой колонке напечатана пиктограмма автотранспортного средства и соответствующий буквенный код. Во второй — дата открытия категории. В третьей — срок окончания действия права на вождения определенного типа средств передвижения. Завершает таблицу колонка с информацией об ограничениях прав на доступ к категории.
  • Водительский стаж будет указан под таблицей, где также размещены данные о возможном предыдущем водительском удостоверении. Сюда же вписываются и другие данные о водителе.
  • В правом нижнем углу указаны четырехзначная и шестизначная группы цифр, соответствующие серии и номеру документа.

Дополнительно может быть указана информация о группе крови владельца пластикового документа, а также общие ограничения для всех представленных категорий.

Обновленный список категорий автотранспортных средств и их расшифровка [Таблица]

Новый образец водительских прав позволит владельцам выезжать за пределы Российской Федерации, а также обеспечивает право брать авто в аренду (необходимо помнить о том, что нужно самостоятельно изучить местные правила дорожного движения).

Вместо 5 привычных категорий в правах теперь указывается 16 (с подвидами). Некоторые из них открываются автоматически при получении доступа к основным, а некоторые требуют специально обучения. Чтобы разобраться в обновленном перечне, обратимся к расшифровке.

Основные категории автотранспорта, указываемые в правах

За основу берутся следующие параметры:

  • вес транспортного средства (ТС), как с прицепом, так и без него;
  • число мест для пассажиров;
  • мощность двигателя.

Таблица маркированных категорий водительских прав 2019 года с расшифровкой:

Категория «A». Вождение двух-, трех- и четырехколесных мотоциклов (опционально с коляской и без нее). Общая масса транспортного средства в снаряженном состоянии не должна превышать 400 килограмм. Открывается категория лишь совершеннолетним лицам.

Категория «B».

Право на управление легковым автомобилем массой не более 3500 кг (максимальное число пассажиров ограничено восьмью). Также возможно использование прицепа, вес которого не превышает 750 килограмм (вес прицепа входит в общую допустимую массу). Оформляется категория при достижении 18 лет.

Например, при весе прицепа в полтонны, масса ТС не должна быть больше трех тонн. Если условия соблюдаются, то водитель с такой открытой категорией может водить джипы, небольшие грузовые авто и микроавтобусы. Все показатели веса указываются в техническом паспорте.

Категория «BE». Отличие этой категории от предыдущей состоит в разрешении использования прицепов, масса которых превышает 750 килограмм. Однако общая масса транспортного средства с прицепом все равно должна находиться в пределах 3,5 тонн. Вес определяется по показателям без нагрузки (без веса водителя, пассажиров и перевозимых грузов).

Категория «C». Предполагается вождение грузового автомобиля, масса которого превышает 3500 килограмм (имеется ввиду показатель, установленный для транспортных средств категории «B»). Исключение составляют транспортные средства категории «D». В данном случае, прицепы не должны быть тяжелее 750 кг, а расчеты массы производятся аналогично категории «B».

Предельно допустимая масса средней грузовой машины не должна быть более 7500 кг. Допускается также вождение тяжелых грузовиков, масса которых превышает отметку в 7,5 тонн.

Категория «CE». Сняты ограничения на массу прицепа. Правила подсчета веса соответствуют алгоритму для категории «BE».

Если планируется использование полуприцепа весом более 750 кг, следует открыть данное право на вождение грузовой машины.

Категория «D». Предназначена для водителей автобусов. Вне зависимости от массы транспортного средства, у него должно быть более 8 пассажирских мест. Также допускается вождение автомобилей с числом посадочных мест более восьми.

Используемый прицеп не должен быть тяжелее 750 килограмм. Получить категорию могут только лица старшие 21 года.

Как правило, категория нужна тем, кто планирует эксплуатировать городской автотранспорт (маршрутные такси) и туристические автобусы. Исключение составляют автобусы с мягким сочленением (они же – «гармошки»).

Категория «DE». Право на вождение автобусов с тяжелым прицепом, а также автобусов — «гармошек». Вес прицепа может превышать установленные законом 750 килограмм.

Отметим, что категория «E» была исключена из перечня. Ее функции переняли другие дробные классы. Удостоверение, которое содержит данную категорию должно быть обязательно заменено.

Категория «M». Относительно новая категория, которая позволяет водить мопеды и легкие квадроциклы с объемом двигателя до 50 сантиметров кубических. Водить такие ТС можно с 16 лет.

Если водитель имеет любую открытую категорию, то «M» доступна по умолчанию. Исключение составляют трактористы-машинисты, а также лица, имеющие иностранные водительские удостоверения.

Категория «Tb». Право на вождение троллейбуса. Только для лиц старше 21 года.
Категория «Tm». Право на вождение трамвая. Только для лиц старше 21 года.

Формат удостоверения, принятого ранее, предполагал, что категории «Tb» и «Tm» не выделяются. Вместо этого вносились примечания в «особые отметки». В новой редакции данные классы стали обособленными.

Подкатегории, указываемые в водительских удостоверениях

Прежде чем перейти к характеристике подкатегорий, отметим, что некоторые из них открываются автоматически при открытии основных.

Подкатегория «A1». Выдается тем, чем легкий мотоцикл имеет двигатель с объемом 125 сантиметров кубических. Если открыта категория «A», право владения «A1» можно получить автоматически. Получение категории доступно лицам от 16 лет.

Заметим, что квардрициклы и квадроциклы могут использовать водители, имеющие разные категории. Квадроциклами и скутерами управляют владельцы «A1», а квадрициклами — обладатели категории «M».

Подкатегория «B1». Получают такое право на вождение те, кто планируют управлять ТС с тремя или четырьмя колесами. Вес без нагрузки такой машины не должен превышать 550 килограмм, а объем двигателя — 50 кубических сантиметров. Скорость движения авто должна быть ограничена 50 километрами в час. Получают права с «B1» те, кому уже исполнилось 18 лет.

По сути, речь идет о небольшом автомобиле, который может использоваться на любых дорогах. Несмотря на малые габариты и низкую мощность, ездить на трициклах и квадрициклах без прав нельзя.

Подкатегория «C1». Открыта возможность водить машины весом от 3500 до 7500 килограмм (исключение составляют только ТС «D»). Категория автоматически присваивается обладателям «C». Владельцы «C1» могут использовать прицеп весом до 750 кг, если общий вес без нагрузки не превышает 7,5 тонн.

Открывается всем сдавшим соответствующий экзамен в возрасте от 18 лет.

Подкатегория «C1E». Если у водителя открыта «CE», то «C1E» будет внесена в удостоверение автоматически.

«C1E» — это та же «C1», но с возможностью использования тяжелых автоприцепов (масса прицепа не должна превышать вес авто без нагрузки — общий вес ограничен отметкой 12000 кг). Водитель может получить эту подкатегорию только по достижению 18 лет.

Подкатегория «D1».

Подкатегория актуальна в случаях, когда кроме водителя в небольшом автобусе находятся от 8 до 15 пассажиров (сидячих мест — до 16). Масса прицепа не должна превышать отметки 750 кг. Владельцы «D» получают «D1» автоматически. Получить категорию могут лица от 21 года.

Чаще всего данная подкатегория нужна тем, кто использует микроавтобусы отечественного производства. Для иномарок нужна «D», так как в транспортных средствах обычно помещается больше 15 пассажиров.

Подкатегория «D1E». Присваивается тем, кто хочет использовать автотранспорт с грузовым прицепом тяжелее 750 килограмм. Сам автоприцеп не должен быть тяжелее автобуса без нагрузки, а суммарный вес должен находиться в диапазоне 12 тонн. Минимальный возраст обладателей «D1E» — 21 год.

Не допускается использование в подкатегории «D1E» автомобильных прицепов.

Как открыть новую категорию водительских прав?

При смене класса автотранспортного средства, водитель обязан открыть новую категорию. Если этого не делать, то на нарушителя будет наложена штрафная санкция в объеме от 5000 до 15000 рублей (в случае, если право эксплуатации ТС ничем не будет подкреплено).

Алгоритм получения прав достаточно прост. Необходимо:

  • Достигнуть установленного нормой закона возраста.
  • Пройти обучение для необходимой категории. В данный момент готовиться самостоятельно нельзя — необходимо обязательно воспользоваться услугами автошколы.
  • Сдать теоретический и практический экзамены (выполнить соответствующие упражнения на автодроме и/или в городе) в ГИБДД.
  • Получить новую пластиковую карту, подтверждающую Ваши права.

При этом есть некоторые нюансы:

  • Владельцы «C» должны для получения «B» и управления легким транспортом пройти обучение в автошколе. Также можно открыть «A», обладая «B», и управлять легкими машинами.
  • Категорию «D» нельзя освоить тем, кто не имеет стажа от одного года при вождении ТС категории «B», «C» или «D1». Еще один год потребуется, чтобы человек, имеющий право вождения по категории «D», мог быть аттестован для «DE». Также вождение с прицепом требует годового стажа для «B» и «C».
  • Если водитель обучался на ТС с АКПП, то для управления транспорта с МКПП потребуется пересдача экзамена в ГИБДД. Для прохождения аттестации следует сдать экзамен на автодроме.

Выводы

В данный момент водители могут использовать один из четырех видов водительских удостоверений, которые выдавались в разное время. Однако в течение ближайших нескольких лет все должны будут в обязательном порядке перейти на новый формат документов, содержащий 16 категорий и подкатегорий.

Новый документ должен будет содержать информацию о том, какой водительский стаж у владельца удостоверения, а также отметку «Медицинская справка обязательна» (для тех, кто обязан чаще других проходить медицинский осмотр в связи с проблемами со здоровьем).

Новые права признаются за пределами России, так как соответствуют общемировым требованиям и нормам Венской Конвенции.

: категории водительских прав с расшифровкой

Источник: https://10carbest.ru/kategorii-voditelskix-prav/

Категории водительских прав 2019 с расшифровкой: какие бывают и что обозначают в удостоверении нового образца – таблица

Что означают новые категории в водительском удостоверении

Водительское удостоверение — один из наиболее важных документов владельцев автотранспорта, участвующих в дорожном движении. До недавнего времени каждый автолюбитель знал, какие данные в нём отображены.

На данном этапе в законодательство внесены существенные поправки, изменившие конфигурацию удостоверения и расширившие его содержание, потому новые категории водительских прав 2019 с расшифровкой известны далеко не каждому автомобилисту.

При этом именно они изменились наиболее значительно.

Как выглядят водительское удостоверение нового образца

В результате усовершенствований в документ внесли более широкий объём данных о владельце автомобиля. В отдельных случаях его можно использовать, чтобы подтвердить личность в отсутствии паспорта. Вся базовая информация, отображённая в главном документе гражданина РФ, переносится в удостоверение водителя.

Внесена в документ и главная для автовладельцев и сотрудников ГИБДД информация о видах транспорта, которыми разрешено управлять предъявителю.

Новые права умещаются на пластиковом прямоугольнике 5,5х8,5 см. С одной стороны внесена информация о личности владельца, с другой — каким авто- и мототранспортом он вправе управлять.

В новых правах имеются следующие данные:

  • ФИО владельца;
  • Критерии доступа к автотранспорту разных категорий;
  • Серийный номер;
  • Сроки действия допусков;
  • Дата и место рождения владельца;
  • Дата выдачи удостоверения;
  • Название органа, оформившего допуск;
  • Подпись владельца;
  • Сопутствующая информация.

Это важно! Все сведения вносят кириллицей, а рядом дублируют латиницей.

В графу «сопутствующая информация» вносятся сведения о:

  • Выданных ранее разрешениях;
  • Группе крови владельца;
  • Имеющемся опыте управления;
  • Ограничениях на управление каким-либо транспортом.

Лицевая сторона

По верхнему краю карточки выписаны тип документа и его географическая принадлежность. Левая часть поверхности предназначена для вклеивания фото водителя размером 3×4 см.

Это важно! Водитель, пользующийся в повседневной жизни очками, обязан сфотографироваться на права именно в них. При этом стёкла очков должны быть прозрачными (не затемнёнными). Фотографироваться в головном уборе на любой документ запрещено. Исключением может являться лишь головной убор, постоянно носимый по религиозным убеждениям.

Непосредственно под фотографией, в самой нижней точке, имеется место для подписи владельца документа. Справа от фотографии в столбик указаны личные данные, серия и номер документа, срок его действия.

Предпоследняя строчка указывает региональную принадлежность, в последнем пункте — открытые категории.

Лицевая сторона водительского удостоверения нового образца

Обратная сторона

С другой стороны карточки указаны штрихкод и таблица с видами допусков. Штрихкод считается основным нововведением. В нём содержатся все основные данные о владельце прав, которые можно считывать автоматически сканером.

Таблица состоит из четырёх столбцов. Первый содержит все имеющиеся категории и подкатегории допуска. Рядом с каждой имеется небольшое изображение автотранспорта, который соответствует категории. В остальных столбцах вносятся отметки о доступных владельцу типах транспорта.

В графу с номером 10 вносят дату открытия допуска к тому или иному виду транспорта. В соседнюю — последний день действия разрешения. В крайней справа строке обозначены имеющиеся ограничения по виду транспорта.

Самая нижняя часть отведена под информацию об имеющемся опыте вождения, а также для внесения серии из четырёх цифр и шестизначного номера документа.

Так выглядят права с обратной стороны

Это важно! Все информационные строки в правах пронумерованы. При этом параграф № 13 отсутствует. За 12 разделом следует 14.

Какие категории прав существуют

Техника вождения для каждой разновидности ТС своя. Нюансы управления автотранспортом имеют значительные различия, отсюда и разница в допусках.

Изначально существовало всего пять категорий прав на вождение. Однако для повышения безопасности на дорогах был разработан законопроект, увеличивающий их количество. В настоящее время данный ФЗ № 92 от 7.05.2013 считается действующим.

Это важно! Водитель наделён правом эксплуатировать только тот автотранспорт, на который открыта категория. Управление аппаратом без наличия соответствующего разрешения приравнивается к вождению машины без прав и наказывается штрафом до 15 000 руб.

После внесения изменений в законодательство появилось 16 разделов. В отличие от прежних категорий, обозначавшихся только буквой, нынешние состоят из латинских букв и арабских цифр. Обозначение категории может состоять из одного, двух или трёх знаков.

На данный момент категорий, обозначенных одной буквой (А, В, С, D, M) всего пять, 4 подкатегории в виде комбинации из одной буквы и цифры (A1, B1, C1, D1). Помимо этого, есть особые подразделы для использования прицепа (AE, ВЕ, CE, DE, C1E, D1E). Они заменили раньше существовавшую категорию Е для автотранспорта с прицепом.

Основные категории

Они регулируют тип устройства, которым позволено управлять водителю.

Категория А допускает эксплуатацию мотоциклов. Согласно правилам дорожного движения к ней причисляют агрегаты, оснащённые 2, 3, 4 колёсами, рабочий объём двигателя которых свыше 125 см3 мощностью более 11 кВт.

Также предусматривается возможность крепления прицепа сбоку (мотоколяска). Суммарный вес мототранспорта не может превышать 400 кг.

Гражданин России может открыть эту категорию после достижения совершеннолетия, в странах Евросоюза — после 21 года.

Это важно! В суматохе нововведений многие работники ГИБДД начали определять мотоцикл с коляской как трицикл, и, соответственно, запрашивать у водителя допуск к категории В1. Данное действие незаконно и может быть оспорено в суде.

Категория В даёт возможность сесть за руль легкового авто, мотоколяски, джипа, минивэна, микроавтобуса, лёгкого грузовика:

  • С массой до 3,5 т;
  • С местами для пассажиров не больше 8 (без учёта водительского);
  • С прицепом, масса которого составляет меньше 750 кг.

К ним относятся джипы, минивэны, микроавтобусы.

Категория С открывает возможность находиться за рулём автомобиля, который классифицируют как грузовой. Общий вес машины при подобном допуске может превышать 3,5 тонны. Использование прицепа массой не более 750 кг разрешено без открытия дополнительных категорий.

Категория D создана для водителей, занимающихся перевозкой людей. К транспорту, предназначенному для пассажирских перевозок, причисляют автобусы, количество мест в которых больше девяти. Также эта категория позволяет установить на автомобиль прицеп, если его масса не выше 750 кг.

Категории Е больше не существует. Ранее она допускала установку прицепа на тип авто, которым разрешено управлять согласно действующему удостоверению.

Категория М — абсолютно новая категория, которая не была предусмотрена в прежнем законодательстве. Данное разрешение открывает возможность управления мопедами, скутерами и квадрициклами. Ранее такие типы транспорта разрешалось эксплуатировать без дополнительных документов. При открытии категории М разрешено управлять мопедами и скутерами, чей объём двигателя меньше 50 см3.

Тm, Тb — ещё две новые категории, которые не были предусмотрены в правах старого образца. Эти категории позволяют водить трамвай и троллейбус. До внесения изменений такое разрешение вносилось в особые отметки.

Рядом с категориями и подкатегориями на водительском удостоверении изображены специальные иконки с обозначением типа ТС

Подкатегории

Кроме основных категорий, в новых удостоверениях также появились подкатегории, позволяющие уточнить право водителя на управление определённым видом транспорта.

Подкатегория А1 допускает управление лёгкими мотоциклами повышенной манёвренности с укороченной базой. Объём двигателя таких аппаратов не может превышать 125 см3, мощность — 11 кВт. Крепление бокового прицепа не разрешается. Получить имеют возможность молодые люди с 16-летнего возраста. Водители с категорией А могут управлять и лёгкими мотоциклами.

Это важно! Если в правах старого образца была открыта категория А, то при обмене на новые подкатегорию А1 вписывают автоматически.

Подкатегория В1 допускает управление трициклами и квадрициклами. Подобный тип агрегатов оснащён мотоциклетным двигателем, объём которого превышает 50 см3. Общая масса аппарата не должна превышать 550 кг. При этом внешний вид может быть самым разнообразным.

Таблица с расшифровкой поясняет, что современный перечень предусматривает в общей сложности 16 категорий и подкатегорий водительских прав

Это важно! Если устройство оборудовано электрическим двигателем, то вес аккумуляторов в общей массе не учитывают.

Подкатегория С1 — для грузового автотранспорта с общим весом от 3,5 до 7,5 тонны. Допускается установка прицепа весом не более 750 кг.

Это важно! Открытая категория С позволяет открыть и подкатегорию С1.

Подкатегория D1 предназначена для управления автобусами малой вместимости. Данная категория позволяет осуществлять перевозку пассажиров в автомобиле, имеющем не более 16 посадочных мест.

Водитель с допуском категории D имеет право управлять любым автобусом, однако с подкатегорией D1 водить большой автобус запрещено.

Также для этой категории существует возможность буксировать прицеп с весом менее 750 кг.

Подкатегории ВЕ, СЕ, DЕ позволяют управлять соответствующим допуску транспортным средством с установленным прицепом весом более 750 кг.

Подкатегории С1Е, D1Е — лёгкие грузовые машины и автобусы малой вместимости с прицепом.

Разновидности удостоверений

В разные годы владельцам автотранспорта выдавали различные виды водительских удостоверений. Так как срок действия документа составляет 10 лет, то на данном этапе среди участников дорожного движения эксплуатируются все ранее выданные типы документов.

Это важно! Наиболее старое водительское удостоверение в виде книжки уже не эксплуатируется.

В настоящее время встречаются 4 вида водительских прав.

Бумажные водительские права розового цвета размером 7,4 на 10,5 см, складывающиеся пополам. Официальное название — «Образец № 1». Ламинированные. Все данные печатались. Выпуск документа прекращён с 2011 года.

Одно из первых удостоверений было довольно габаритным, поэтому быстро «кануло в Лету»

«Образец № 2». Права на двойной бумажной основе с вклеенной между слоями пластиковой пластинкой. Размер документа 8,5 на 5,5 см. Лицевая сторона ламинирована. Оформлялись до 2011 года.

Отличительные черты — шестигранный штамп ГИБДД и надписи «RUS» по всей площади документа, видимые в ультрафиолетовом свете. На оборотной стороне — 5 категорий автотранспорта с разрешительными отметками.

Следующее поколение сошло на нет после введения дополнительных подкатегорий

«Образец № 3». Пластиковое удостоверение размером 8,56 на 5,4 см. На обратной стороне размещена таблица с категориями и разрешительными отметками. Их всего 9. Оформлялся такой документ с 2011 по 2014 год.

Удостоверение было очень похоже на современный вариант

Водительское удостоверение нового образца. Пластиковая карта, на обратной стороне которой размещены 16 категорий и штрихкод.

Современное водительское удостоверение, которое выдаётся всеми подразделениями ГИБДД страны

Водительские удостоверения старого типа значительно отличаются от новых. Степень защищённости нового образца значительно выше. Права старого образца покрывали специальной защитной плёнкой, имеющей розовый цвет. Также на них наносили водяные знаки и специальные вкрапления, которые светились в ультрафиолете.

Новые документы имеют специальную сетку в виде волнообразных линий, а также не воспринимаемыми невооруженным глазом изображениями, микротекстом и нанесённой по особой технологии расцветкой.

Особенности водительского удостоверения нового образца

Новое удостоверение снабжено специальным штрихкодом, который позволяет вести электронный учёт документов.

Водительские удостоверения нового типа полностью соответствуют критериям Венской Конвенции и не требуют оформления дополнительных разрешений в странах, где она действует. По мере окончания срока действия разрешение старого образца будут заменять на новое. Таким образом, после 2024 года практически все автовладельцы станут обладателями утверждённых законодательством новых документов.

Источник: https://carnovato.ru/kategorii-voditelskix-prav/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.