Что запрещается пешеходу

Содержание

По какой стороне дороги должен идти пешеход? – перемещение пешеходов по проезжей части, права пешеходов, что запрещается пешеходам

Что запрещается пешеходу
Пешеход считается таким же участником дорожного движения, как и автомобилист. Соответственно, в ПДД есть определённые требования к поведению пешеходов на дороге. И за их несоблюдение также предусмотрены штрафы.

Все люди, перемещающиеся по дороге без транспортных средств, являются пешеходами. К ним относятся также люди на инвалидных колясках, не оборудованных двигателями, а также те, кто катит мотоцикл или мопед в руках.

Незнание ими правил поведения на дороге опасно не только для них самих, но и для других участников движения.

Кто является пешеходом по ПДД?

Правила дорожного движения содержат права и обязанности пешеходов. Определение понятия указано в пункте 1.2 ПДД, среди прочих терминов.

Так, под понятием пешеход понимается физлицо, которое участвует в передвижении, является полноправным членом дорожного движения без использования механического транспорта.

К ним относят:

  • лиц, которые передвигаются пешком, без использования какого-либо дополнительного средства передвижения;
  • граждан использующих инвалидную коляску;
  • передвигающихся с помощью роликов, лыж или других спортивных снарядов;
  • имеющих с собой велосипед или иной транспорт, который катится рядом.

Законодатель также ввёл некоторые понятия, которые прямо относятся к данной категории:

  • Пешеходная дорожка – специально обозначенный участок дороги, на котором можно передвигаться пешеходам только самостоятельно, без использования транспорта. Имеется также велопешеходная дорожка, на которой также можно проезжать на транспорте, таком так велосипеды, ролики и так далее.
  • Пешеходная зона – отдельный участок, который специально выделен для граждан. Отличается от дорожки тем, что представляет собой более широкую территорию для пешеходов, на которой можно передвигаться только самостоятельно.
  • Пешеходный переход – участок, отмеченный специальной разметкой и знаком, который используется для пересечения физлицами дороги. То есть это специальная зона, через которую можно перейти с одной стороны дороги на другую.

Обязанности пешеходов отдельно оговариваются текстом ПДД (глава 4). К основным моментам относят:

  • передвижение пешеходов по специально выделенным зонам, такие как тротуары, пешеходные дорожки, а если они отсутствуют, то по обочине;
  • лицо вправе катить какое-то транспортное средство (например, мопед или велосипед), если не препятствует движению иного транспорта;
  • если отсутствует зона для пешехода, можно идти по велосипедной дорожке или по краю проезжей части;
  • передвижение осуществляется навстречу проезжающему транспорту, не считая некоторых исключений из данного правила;
  • если человек катит транспорт, то должен делать это по правому краю, то есть по ходу движения машин;
  • в ночное время суток люди должны обеспечивать видимость, например, посредством освещения или светоотражателей;
  • учёт знаков и светофоров обязателен.

Получается, что человек должен двигаться, обеспечивая максимальную видимость. Если есть возможность не выходить на проезжую часть, то он не должен этого делать.

Правила движения пешехода по проезжей части

Если есть такая возможность, пешеход и вовсе должен идти по тротуару, пешеходной зоне или иному участку, предназначенному для пешего передвижения (пункт 4.1 ПДД).

Однако, реализовать это можно далеко не всегда.

В некоторых местах просто отсутствуют специальные части, где человек мог бы идти, не мешая прочим лицам на дороге, но необходимость в передвижении именно по этой траектории может сохраниться.

ПДД также учитывают данный момент, вводя правила передвижения именно по проезжей части, то есть там, где обычно ездят автомобили и прочий механический транспорт:

  • В том же пункте 4.1 ПДД указано, что если специальное место для пеших людей отсутствует, то они могут двигаться по обочине, то есть с краю дороги, за разметкой, где уже не ездит транспорт.
  • Если и обочина отсутствует, то человек двигается просто по краю дороги.
  • Пешеход должен идти навстречу движения транспорта.
  • Если человек катит, например, велосипед или мопед, то может двигаться по направлению движения транспорта. Это правило распространяется и на тех, кто передвигается в инвалидной коляске.

Человек, несомненно, имеет право идти по дороге, но главное требование заключается в том, чтобы он не мешал своими действиями проезжающим автомобилям. Существующие ограничения введены для обеспечения максимальной безопасности.

Движение пешехода в ночное время

Основная цель ПДД – установление таких правил, которые бы обеспечили максимальную безопасность для каждого участника. Движение в ночное время – особый вопрос, так как в условиях пониженной видимости вероятность происшествий возрастает в разы.

При хорошем уличном освещении данная проблема не стоит так остро. Но далеко не всегда оно имеется даже в пределах населённых пунктов, не говоря уже про иные территории.

В пункте 4.1 ПДД имеются особые установки на счёт стороны дороги и требований к людям, которые выходят на проезжую часть ночью:

  • на территории населённых пунктов людям рекомендуется иметься при себе светоотражатели, если они двигаются по проезжей части, в том числе – переходят дорогу;
  • за пределами населённых пунктов граждане и вовсе обязаны иметь светоотражатели.
  • в случае отсутствия обочины и тротуара, пешеход должен идти по стороне дороги навстречу движения транспорта.

Если у пешехода светоотражательного элемента нет, но перейти дорогу необходимо, рекомендуется использовать какой-либо источник света, например, фонарь на мобильном телефоне. Он привлечёт внимание водителя и позволит избежать происшествия.

Нюансы

При передвижении люди должны следовать ряду правил, которые введены для достижения безопасности. На первый взгляд, они кажутся простыми, но на практике имеются свои особенности:

  • Закон выделяет инвалидов на колясках в особую группу, приписывая им движение по ходу направления транспорта. Но другие инвалиды не имеют каких-то особых предписаний, их расположение на дороге регулируется общими правилами, присущими для пешеходов.
  • Гражданин может быть привлечён и к гражданско-правовой ответственности, если окажется виновным в результате оформления ДТП. Потерпевшие вправе обратиться с иском о возмещении ущерба в суд. Размер ущерба подтверждается документами и экспертизой.
  • Пешеход может быть привлечен и к уголовной ответственности, если в результате его вины другой гражданин получит тяжкие телесные повреждения (статья 268 УК РФ).
  • Организованные колонны движутся по сторонам дороги по своим правилам.
  • Велосипедисты должны следовать своим правилам и причисляются к пешим гражданам только в том случае, если катят свой транспорт рядом.
  • Человек, нарушающий правила перехода или нахождения на проезжей части не на той стороне дороги, также может быть признан виновным. Но всё рассматривается индивидуально.

Законодатель не предусмотрел ответственности за нахождение на проезжей части и пересечение дороги в пределах населённого пункта без светоотражателей, но в случае ДТП, пеший гражданин может быть признан виновным, особенно в ситуации, когда прочее освещение было недостаточным.

Юрист. Занимается частной практикой. Опыт работы с государственными органами, в том числе ГИБДД. Регулярная судебная практика по гражданско-правовому и административному направлению.

Правила движения пешехода с инвалидностью по проезжей части

Особые требования представлены к инвалидам, которые передвигаются на специальных колясках.

Источник: https://auap.ru/dtp/obyazannosti-peshehoda.html

Пешеход — не всегда прав. — DRIVE2

Что запрещается пешеходу

В связи с изменениями в ПДД, которые вступили в силу с 29 ноября 2014 г., решил еще раз изучить тему с пешеходами.Сначала приведу выдержки из ПДД:

14.1 Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Из ПДД также следует — «Уступить дорогу (не создавать помех)” — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.Что Это значит?

Как мы видим из п.14.1 ПДД водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода, т.е. совсем не обязательно останавливаться, чтобы пешеходу уступить.Проще говоря, если вы видите, что пешеход далеко, то можно проезжать, так как он в этом случае не изменитнаправление своего движения и скорость.

Более того согласно ПДД п.4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Т.е. если они вышли перед несущейся машиной, они также нарушили ПДД(так как не убедились), за что как известно КоАП 12.29 ч.1. Нарушение пешеходом или пассажиром ТС ПДД. Предупреждение или штраф 500 руб.
Ну и если Вас все же остановил инспектор, и начал разговор о том, что вы обязаны пропускать пешехода, т.е. дожидаться пока пешеход перейдет дорогу, с какой стороны он бы не появился, попросите инспектора достать КоАП и прочитать ст. 12.18. Наказания за непропуск пешехода нет. Есть наказание за: «Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам», – а вы дорогу пешеходу уступили.Если пешеход переступил границу проезжей части и инспектор вас остановил, попросите его пригласить пешехода, ведь только пешеход может сказать:1. Изменил ли он направление и скорость своего движения, когда вы проезжали мимо? Т.е. создали вы ему помехи при движении или нет?2. Отказался ли он от предоставленного ему преимущества в вашу пользу?

Если пешеход станет участником вашего разговора с инспектором, то прежде, чем задавать вопросы, объясните ему: если переход для него был небезопасен, но он переступил границу проезжей части, то инспектор обязан выписать штраф и на него, т.к. он не имел права начинать переход – п.4.5 ПДД. Кроме того, если у пешехода нет документов, то его задержат на 3 часа до выяснения личности в случае составления любого протокола, в т.ч. и по вашему правонарушению.

В этот момент вы не запугиваете пешехода. Вы доводите до его сведения его права и обязанности, которые должен зачитать ему инспектор. В конце не забудьте предупредить пешехода о ст.51 Конституции, по которой он имеет право не свидетельствовать против себя. После разъяснений пешеход скажет, что никаких помех вы ему не создали, или будет молчать.
Вообще-то, инспектор может обойтись и без задержания пешехода для установления личности. У него есть доступ к информационной базе адресного бюро. Если пешеход брякнет чужую фамилию, то либо не совпадет адрес, либо не совпадет год рождения. И тогда – извольте проехать в ОВД. Для пешехода одна лазейка есть – инспектор может объявить пешеходу замечание, и не составлять на него протокол. Но вы не согласны с правонарушением, а потому и на разбор в ГАИ, и на обжалование в федеральный и областной суды вы пешехода вызовите обязательно. Слово «суд» неизгладимо действует на людей несведущих.С другой стороны, составление протокола на вас, и объявление замечания пешеходу, говорит о предвзятом отношении к вам.

Теперь еще пару слов о внесенных изменениях.

В п. 4.6. Слегка изменилась формулировка, но смысл тот же, не успел перейти дорогу — стой на разделительной полосе.
В п. 11.4 раньше обгон на пешеходном переходе был запрещен при наличии на нем пешеходов, теперь же на пешеходном переходе обгонять вообще нельзя.
В п. 14.2. по моему мнению кроется очень коварная опасность для водителей, если раньше было ( Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.), то теперь (Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.), а это значит, что если кто-то встал, то и ты обязан встать. Например, такая ситуация, пешеход начинает переходить по 6-ти полосной дороге, по новым ПДД (п. 14.1.) вы можете легко проехать, не помешав пешеходу, но какой нибудь “олень”, который ехал перед вами — остановился, а вы нет. И вы нарушили ПДД, хотя пешеход не изменил траектории и скорости движения, а значит получается, что вы ему уступили.
Будьте осторожны, не нарушайте ПДД и не давайте себя накрячить особо умным сотрудникам ГИБДД.

Источник: https://www.drive2.ru/b/1780215/

Пешеходам запрещается

Что запрещается пешеходу

а) выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения;

Неожиданное появление пешехода на проезжей части перед прибли­жающимся транспортным средством — наиболее распространенная при чина ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие в случае наезда на пе­шехода рассматривается с той позиции, имел ли водитель техническую возможность остановить транспортное средство в момент возникновения опасности для движения.

Учитывая путь, который проходит транспорт­ное средство за время реакции водителя, время срабатывания тормозной системы и собственно торможения, пешеходу следует помнить, что мгно­венно остановить транспортное средство невозможно.

Указывая на осо­бую опасность пересечения проезжей части дороги в таких условиях, а также в условиях ограниченной обзорности для водителей транспортных средств, предписание данного пункта подчеркивает необходимость стро­гого выполнения пешеходами требований п. 4.11 Правил.

б) внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на
пешеходный переход;

Несмотря на то, что на пешеходном переходе пешеходы имеют преиму­щество перед транспортными средствами, Правилами предусмотрено, что, прежде чем стать на проезжую часть, они должны убедиться, что это будет безопасно для их жизни и здоровья.

в) допускать самостоятельный, без присмотра взрослых, выход детей
дошкольного возраста на проезжую часть;

Дети дошкольного возраста, участвуя в дорожном движении как пе­шеходы, самостоятельно не в состоянии правильно оценивать дорож­ную обстановку и правильно выполнять требования Правил, поэтому обеспечение их безопасности на дороге является обязанностью взрос­лых.

г) переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если имеется разделительная полоса или дорога имеет четыре и более полос для дви­жения в обоих направлениях, а также в местах, где установлены огражде­ния;

Пункт 4.8 Правил ограничивает возможность перехода проезжей части вне пешеходного перехода не только в зависимости от условий видимости приближающихся транспортных средств, но и от параметров дороги. На дорогах с высокой интенсивностью движения вероятность безопасного пе­рехода проезжей части очень низкая.

Наибольшей транспортной загрузкой отличаются магистральные улицы и внегородские автомагистрали. Имен­но эта категория дорог имеет средства разделения транспортных потоков и техническое оснащение, которые предотвращают выход пешеходов1 на про­езжую часть.

При наличии таких технических средств организации дорож­ного движения выход пешеходов на проезжую часть запрещается.

г) задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не свя­зано с обеспечением безопасности дорожного движения;

Неоправданное замедление пешеходом скорости движения или тем более его остановка на проезжей части дороги недопустимы, так как это увеличивает время пребывания его на проезжей части и, соответственно, опасность быть вовлеченным в ДТП: быстро сокращающееся расстояние до движущегося транспортного средства уменьшает возможность приня­тия водителем правильного решения. Кроме того, нахождение на полосе движения транспортных средств представляет опасность как для пешехо­дов, так и для других участников движения, поскольку они вынуждены принимать меры к сохранению безопасности дорожного движения. На ре­гулируемых пешеходных переходах пешеходы в случае задержки обязаны переждать проезд транспортных средств на островках безопасности или на линии горизонтальной разметки, разделяющей транспортные по­токи, а при ее отсутствии — на середине проезжей части.

д) двигаться по автомагистрали или дороге для автомобилей, за исклю­чением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха.

На автомагистралях пешеходам разрешается двигаться лишь по пеше­ходным дорожкам в местах стоянок и отдыха, расположенных вне полосы отвода дороги. Переходить такую дорогу разрешается лишь по подземным или надземным пешеходным переходам.

4.15. В случае причастности пешехода к дорожно-транспортному проис­шествию он обязан оказать возможную помощь пострадавшим, записать фамилии и адреса очевидцев, сообщить в орган или подразделение мили­ции о происшествии, необходимые данные о себе и находиться на месте до прибытия работников милиции.

На пешеходов, как и на других участников дорожного движения, при­частных к дорожно-транспортному происшествию, возлагается граждан­ская обязанность оказания помощи пострадавшим.

Причастным к ДТП пешеход может считать себя в случаях, когда вследствие нарушения им требований Правил водитель транспортного средства был вынужден сни­жать скорость, тормозить или маневрировать, однако не смог избежать ДТП.

Примером таких действий может служить случай, когда водитель транспортного средства во избежание наезда на пешехода совершает стол­кновение с другим транспортным средством или наезжает на препятствие.

4.16. Пешеход имеет право:

Права пешеходов, как и права других участников дорожного движе­ния, закреплены в Законе Украины «О дорожном движении». Их реализа­ция становится возможной при соблюдении положений Правил всеми уча­стниками дорожного движения и лицами, ответственными за организацию дорожного движения.

а) на преимущество при переходе проезжей части по обозначенным нерегулируемым пешеходным переходам, а также по регулируемым пере­ходам при наличии на то соответствующего сигнала регулировщика или светофора;

Данным положением еще раз подчеркивается преимущество пешеходов при переходе проезжей части, закрепленное Законом Украины «О дорож­ном движении».

б) требовать от органов исполнительной власти, владельцев авто­мобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов создания условий для обеспечения безопасности дорожного движения.

Пешеходы как активные участники дорожного движения могут требо­вать оборудования пешеходных переходов дорожными знаками, размет­кой, строительства пешеходных дорожек (в том числе и на железнодорож­ных переездах), а при высокой интенсивности движения транспортных средств на некоторых участках дорог — надземных или подземных пеше­ходных переходов, что будет способствовать повышению безопасности дорожного движения.

Источник: https://lektsiopedia.org/lek-24642.html

Правила дорожного движения для пешеходов и водителей – нарушение и штрафы

Что запрещается пешеходу

Правила дорожного движения — это то знание, которое нам прививают с самого детства. Как вести себя на дороге — учат в детских садах, начальной школе. Да и родители сами с малых лет пытаются объяснить, как надо себя вести на дороге (и не только), чтобы не попасть в неприятности.

Несмотря на обширный свод правил поведения на дороге для пешеходов, написанный иной раз малопонятным языком, постараемся выделить отдельные положения

  1. Переход дороги должен осуществляться в местах с нанесенной разметкой в виде «зебры», а также там, где движение регулируют светофоры. В некоторых случаях допускается переход дороги через нерегулируемый перекресток.
  2. Пешеходы не должны передвигаться по проезжей части. Для этого отведены тротуары и специальные дорожки.
  3. Запрещено переходить дорогу, разделенную двойной сплошной полосой. Также, если в пределах видимости есть подземный или надземный переход, пересекать дорогу вне их тоже строго запрещено.
  4. Пересекать дорогу, по которой идет движение автотранспорта нужно максимально быстро, не задерживая других людей и транспорт.
  5. При переходе проезжей части всегда пропускайте автомобили с красными и синими проблесковыми маячками: обычно это скорая. полиция и пожарная служба.

Ответственность при нарушении ПДД для пешеходов

Пешеходы, согласно действующему законодательству, тоже несут ответственность за нарушение ПДД. Она может быть административная, уголовная и гражданская.

  • Административная ответственность подразумевает штрафы 500, 1000 и 1500 рублей в зависимости от последствий, которые повлекли за собой действия пешехода: без создания помех другим участникам дорожного движения и нанесения вреда здоровью, при создании помех и при нанесении вреда здоровью пострадавшего легкой или средней тяжести соответственно.
  • Уголовная ответственность наступает в том случае. если его нарушение позиционируется, как преступление. От тяжести преступления зависит и наказание: нарушивший правила пешеход может быть посажен в тюрьму на срок до семи лет.
  • Гражданская ответственность подразумевает собой возмещение ущерба, нанесенного пешеходом нарушением ПДД.

Какие правила должны соблюдать дети

Особое внимание нужно уделить детскому воспитанию в области ПДД. Помимо перечисленных правил, дети должны помнить следующее.

  1. При отсутствии тротуаров передвижение можно осуществлять по обочине проезжей части навстречу движущемуся транспорту. Также это можно делать на велосипедных дорожках, не мешая при этом велосипедистам.
  2. Перед переходом проезжей части в случае отсутствия светофоров нужно дождаться, когда транспорт полностью прекратит движение и только тогда переходить дорогу. При этом сперва необходимо посмотреть налево, а дойдя до середины проезжей части — направо.
  3. При выходе из автобуса нужно обходить его сзади.
  4. Если движение ребенка осуществляется в группе, необходимо организованно идти в ее пределах, не выбегая беспорядочно на территорию проезжей части.
  5. Детям запрещается играть возле дороги. Это можно делать только на игровых площадках.

Тротуар

Пешеходы должны передвигаться в пределах тротуаров, если таковые имеются. Для этого правилами предусмотрено полное освобождение тротуаров от киосков и ларьков, если допустимая ширина меньше из-за их установки. Также правилами обозначена установка ограждающих конструкций на краю тротуара в виде поребрика, забора и т. д.

Это делается для того, чтобы движущиеся по проезжей части автомобили не смогли попасть на тротуар и причинить вред пешеходу.

Обочина

Если нет тротуара движение можно совершать и по обочине дороги. В данном случае идти нужно по правой стороне, чтобы движение транспорта было навстречу пешеходу.

Пешеходная дорожка

Границы пешеходной дорожки обозначаются отдельным дорожным знаком. Соответственно, зона действия этого знака ограничивается лишь наличием дороги для движения транспорта. На пешеходной дорожке человек может чувствовать себя спокойно, так как автомобилям строго воспрещается на нее заезжать и парковаться. Только велосипедисты могут передвигаться на ней, помимо пешеходов.

Велопешеходная дорожка

Разметка велопешеходной дорожки подразумевает передвижение велосипедистов в центре и пешеходов по бокам. Далеко не все пешеходы соблюдают подобные правила. Такие дорожки часто можно увидеть в общественных местах: парках и т. д. Они рассчитаны на небольшие скоростные мощности и ритм движения и разграничивают место для прогулки вело любителей и обычных людей.

Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы

При создании помех для движения иных пешеходов, данная категория участников дорожного движения имеет полное право передвигаться вдоль проезжей части.

Обратите внимание, что к ней относятся лица, передвигающиеся на инвалидной коляске без мотора.

При это какой бы ни был груз, в принудительном порядке идти по именно дороге, по которой движется транспорт, вы не обязаны, так как это все-таки увеличивает риск для вашего здоровья.

Обгон справа: когда разрешен и какой штраф за нарушение

Направление движения на проезжей части

Основным правилом, помимо максимальной приближенности к обочине, является движение с левой стороны дороги навстречу движущемуся автотранспорту. Исключения составляют водители велосипедов, мотоциклов, мопедов и передвигающиеся на инвалидных колясках без двигателя. Они должны передвигаться вдоль дороги по ходу движения транспортных средств.

Особенности движения в темное время суток

Вечером и ночью видимость на дороге резку ухудшается. Поэтому правилами рекомендуется (а в некоторых моментах — обязывается) ношение пешеходами светоотражающих элементов одежды.

В черте населенного пункта исполнение этого правила носит рекомендательный характер. Вне их носить специальный жилет, которые носят работники дороги или отдельных вещей, дополнительно крепящихся на одежду.

За нарушение этого правила на пешехода может быть наложен штраф сотрудником полиции.

Вам также может понравиться

Источник: https://SmotriAvto.ru/gibdd-i-pdd/pdd-dlja-peshehodov.html

Правила дорожного движения для пешеходов: памятка по правам и обязанностям, порядку пересечения дорожной части и движению по тротуарам

Что запрещается пешеходу

С детства родители учат детей переходить дорогу на зеленый сигнал светофора, смотреть по сторонам, быть внимательным. Дорога — это место повышенной опасности. А знание правил дорожного движения для пешеходов позволит сохранить здоровье и жизнь не только себе, но и другим людям.

Общие права и обязанности пешеходов по ПДД

Обязанности, права и ответственность пешеходов указаны в правилах дорожного движения, которые периодически обновляются. В них вносят поправки и изменения. Для того чтобы их подробнее рассмотреть, разберемся, кто же такой пешеход. Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на проезжей части, но не производящее на ней работы.

К ним также относятся следующие категории граждан:

  • передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя;
  • ведущие (именно не едущие) велосипед, мопед, мотоцикл;
  • везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Первоочередным правом вышеуказанных лиц является возможность двигаться по дорожному покрытию в соответствии с правилами ПДД. Также пешеход имеет преимущественное право на пересечение нерегулируемых перекрестков, а также на зеленый сигнал светофора на регулируемых.

Человеку нужно помнить: в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия он может соглашаться либо не соглашаться с выдвинутыми ему обвинениями со стороны сотрудников ДПС, а также высказывать свое мнение.

Если по каким-либо причинам участник не считает верными доводы сотрудников власти, можно не подписывать составленный ими протокол.

Обязанностей пешеходов довольно много. Все они собраны в памятках по правилам дорожного движения.

Необходимо двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

Если человек перевозит, переносит большие предметы, передвигается в инвалидных колясках без двигателя, можно совершать движение по краю дороги, если движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. Если человек передвигается в темное или плохо освещенное время суток, нужно иметь при себе предметы со световозвращающими элементами, чтобы быть заметным для водителей.

Еще со школы все помнят, как переходили проезжую часть с учителями, один из которых был впереди, а другой замыкал колонну. Оба взрослых при этом были с красными флажками. Если подробнее, то организованные пешие колонны через дорогу должны осуществлять свой ход по направлению с транспортными средствами по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд.

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости в колонне должны быть люди с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

Дорогу нужно переходить по пешеходным переходам, а при наличии — по подземным и надземным. Если движение регулируется, необходимо руководствоваться сигналами регулировщика, светофора. В том случае, когда их нет, то переходить дорогу, выходить на трамвайные пути можно только после того как убедишься, что водители уступают дорогу. Нельзя останавливаться и задерживаться без необходимости.

Также нужно помнить, что запрещается идти через дорогу, если проезжают кареты скорой помощи, машины полицейский, пожарных, т. е. транспортные средства с проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом. Ожидать маршрутные такси можно на специально оборудованных для этого остановках, а при их отсутствии — на тротуаре, обочине.

Правила пересечения проезжей части

Для перехода существуют наземные, подземные и надземные переходы. Они являются наиболее безопасными. Стоит помнить, что владельцы велосипедов должны пересекать дорогу пешком.

Если ни одного из вышеуказанных переходов нет, то пеший участник дорожного движения может пересечь дорогу на перекрестке по линиям тротуара или обочине.

Если и этого условия не предусмотрено, то перейти на другую сторону под прямым углом можно на участке, где нет ограждений и приближающихся машин.

В темноте или в условиях плохой видимости следует иметь на одежде светоотражающие элементы. Если их не будет, человека не оштрафуют, но светоотражатели помогут водителям увидеть идущего, а также повысят шансы сохранить здоровье, а в некоторых случаях и жизнь пешеходу.

Немаловажным является и правило, которое заключается в том, что переходящий дорогу должен убедиться, что водители уступают движение. Бывают случаи (например, погодные условия в виде гололеда, мокрого асфальта после дождя), когда тормозной путь увеличивается, и водителю транспорта нужно больше времени, чтобы пропустить человека. Об этом тоже стоит помнить ради своей безопасности.

Пересечение перекрестков

Для человека наиболее безопасными способами пересечения перекрестков являются подземные и надземные переходы. Как быть, если их нет поблизости, рассмотрим далее.

Регулируемых

На данном перекрестке нужно двигаться строго на зеленый сигнал светофора. Если пешеход не успевает перейти всю зебру на разрешающий свет, необходимо дождаться следующего, остановившись на линии разметки, которая разделяет полосы движения. Передвижение вдоль линии разметки или «зебры», когда горят желтый или красный сигналы светофора, категорически запрещено.

Нерегулируемых

На нерегулируемом пешеходном переходе приоритет отдан пешеходам, то есть человек может переходить по зебре в любой момент, а водитель обязан тут же остановиться.

Также устанавливают «лежачие полицейские», чтобы водители снижали скорость.

Они необходимы для создания безопасности; часто их можно увидеть вблизи школ, детских садов, где повышенный риск того, что дети и подростки могут создать аварийную ситуацию.

Если в пределах видимости нет зебры, ПДД для пешеходов разрешают перемещаться на другую сторону в любом безопасном месте дороги строго перпендикулярно ее краю.

При этом запрещается переходить не по пешеходному переходу, если на ней находится четыре и больше полос движения.

В случае необходимости перейти дорогу и отсутствия на ней пешеходного перехода, человеку следует дойти до следующего перекрестка. При этом двигаться нужно строго по линии тротуара или обочины, осматриваясь по сторонам, чтобы убедиться в том, что приближающиеся водители снижают скорость.

Посадка и высадка из транспорта

Водители осуществляют посадку и высадку пассажиров на остановках. Когда место посадки на общественный транспорт не оборудовано специальной площадкой, выходить разрешено только после полной остановки. В обязательном порядке нужно знать, что запрещается бежать с противоположной стороны дороги к общественному транспорту.

Если есть необходимость после выхода из автобуса перейти на другую сторону, пешеход должен обойти транспортное средство сзади. Следует помнить, что лучше переходить дорогу после того, как автосредство уедет. Наиболее безопасный вариант — пересечь дорогу по пешеходному переходу или на перекрестке. Нежелательно двигаться поперек дороги в местах, где стоящий транспорт мешает хорошему обзору.

Сигналы регулировщика для пешеходов

Периодически на дорогах можно увидеть регулировщика. Так часто бывает в праздничные дни и первого сентября.

Рассмотрим их основные жесты:

  • руки вытянуты в стороны или опущены: если пешеход находится со стороны левого и правого бока, то разрешается переходить проезжую часть, если же он со стороны груди и спины, движение запрещается;
  • правая рука вытянута вперед: пешим гражданам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;
  • рука поднята вверх: движение всех людей запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил дорожного движения.

Регулировщик также может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

Движение в жилой зоне

В жилых зонах пешеходы имеют преимущественное право передвигаться перед водителями. Двигаться можно как по тротуарам, так и по всей ширине зоны.

Водителям стоит помнить следующие запреты при движении в жилой зоне:

  • движение со скоростью выше 20 км/ч;
  • сквозное движение;
  • учебная езда;
  • стоянка с включенным двигателем.

Движение по тротуару

Для пешего перемещения вдоль дорожного покрытия предназначены тротуары. Зачастую они примыкают к полосе движения автосредств или велосипедной дорожке, но могут быть отделены от них ограждением или газоном. Для пешехода наиболее безопасно двигаться по тому тротуару, который отделен от дороги участком земли.

Тротуар предназначен для передвижения пешеходов, но в некоторых ситуациях по нему могут перемещаться и транспортные средства. Такой заезд на тротуары возможен в случаях, когда водителям дорожных и коммунальных предприятий нужно подъехать к какому-либо месту, а также при доставке грузов.

Двигаться по тротуару нужно по правой стороне. В определенных ситуациях (при отсутствии велосипедной дорожки и невозможности двигаться по краю проезжей части) по ним могут передвигаться на велосипеде.

Штрафы для пешеходов

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. В случаях нарушения правил дорожного движения для пешеходов для детей также предусмотрены штрафные санкции.

За что штрафуют пешеходов:

  1. При переходе дороги на красный сигнал светофора налагается штраф 500 рублей.
  2. Согласно ПДД, автобус нужно обходить сзади, а трамвай спереди. При несоблюдении — штраф 500 рублей.
  3. Человеку, зашедшему в зону, обозначенную знаком «движение запрещено», выпишут штраф 500 рублей.
  4. Штрафуют в вышеуказанном размере и того, кто не уступил дорогу машине с включенным маячком и специальным сигналом.
  5. Если ожидание такси и посадка производится не на специально отведенной полосе или обочине, штраф 500 рублей.
  6. Пешеход облагается таким же штрафом, если двигается не по краю проезжей части навстречу едущим автомобилям при отсутствии тротуара или обочины.

об обязанностях пешеходов

Из этого видео вы узнаете основные обязанности пешеходов по правилам дорожного движения. 

Источник: https://bibiauto.club/law/pdd/pravila-dvizheniya-dlya-peshehodov.html

к разделу 4 ПДД

Что запрещается пешеходу

4. ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии  – по обочинам.

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных  колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части) [1].

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств [2].

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств [3].[1] 

Основными путями пешеходного движения вдоль проезжей части, как это следует из данного пункта Правил, являются тротуары и пешеходные дорожки, и только при их отсутствии допускается использовать обочины.

Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также перевозящие или переносящие громоздкие предметы, могут отступить от этих требований и даже при наличии тротуара и обочины двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам и обочинам создает помехи пешеходам.

Поскольку появление людей на проезжей части всегда опасно, то указанная категория участников движения должна воспользоваться таким правом лишь в крайнем случае.

Использование пешеходами велосипедной дорожки допустимо, когда нет возможности двигаться по тротуару, пешеходной дорожке или обочине (из-за их отсутствия либо по иным причинам – ремонт, неудовлетворительное состояние и т. п.). 

Правила разрешают в этих случаях передвигаться и по проезжей части — в один ряд по краю.

В связи с тем, что дорога может иметь две проезжие части с противоположными направлениями движения транспортных средств, отделенные друг от друга разделительной полосой, Правила уточняют, что движение пешеходов может осуществляться только по внешнему, т.е. примыкающему к тротуару или обочине (а не к разделительной полосе) краю проезжей части.[2] 

Для уменьшения вероятности наезда транспортных средств на пешеходов, движущихся по краю проезжей части, Правила требуют от пешеходов двигаться навстречу транспортному потоку. При таком порядке движения пешеходы видят приближающиеся транспортные средства и могут при необходимости своевременно принять меры предосторожности.

В отличие от пешеходов, лицам, передвигающимся в инвалидных колясках без двигателя, ведущим в руках велосипед, мопед, мотоцикл, предписано двигаться по ходу движения транспортных средств. Вызвано это тем, что коляска, велосипед, мопед, мотоцикл имеют сзади световозвращатели красного цвета, а спереди – белого.

Нарушение установленного Правилами порядка движения может повлечь неправильную ориентировку водителей транспортных средств в темное время суток.[3] 

В целях обеспечения безопасности движения и с учетом опыта ряда стран, в частности, Финляндии, Швеции, Норвегии, Эстонии и других в текст пункта включена рекомендация пешеходам иметь прикрепленные на одежде или нести в руках световозвращающие элементы, существенно улучшающие для водителей видимость пешеходов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд.

Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости  – с включенными фонарями: спереди  – белого цвета, сзади – красного [1].

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии  – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых [2].[1] 

Движение организованных пеших колонн по проезжей части создает серьезные помехи для движения транспортных средств, приводит к значительному сужению проезжей части, усложняет маневрирование, резко снижает пропускную способность дороги. Поэтому в рассматриваемом пункте Правил четко регламентируется порядок их движения.

В понятие «пешая колонна» не случайно добавлено слово «организованная». Пешая колонна приобретает черты организованной при наличии спереди и сзади колонны сопровождающих с сигнальными устройствами: днем  – с флажками красного цвета, ночью  – с фонарями соответствующего цвета. Правила ограничивают движение организованных пеших колонн следующими условиями:

а) двигаться только по направлению движения транспортных средств (это условие по существу запрещает пропуск пеших колонн по улицам с односторонним движением в случаях, если их движение должно быть направлено навстречу транспортному потоку);

б) колонна по ширине должна быть организована не более чем по четыре человека в ряд.Сопровождающие колонну лица должны двигаться спереди и сзади колонны по линии ее левого края.

Практика показывает, что расстояние, на котором следует располагаться сопровождающим относительно колонны, должно быть около 10 м спереди и сзади нее.

 Свет фонарей должен быть ориентирован определенным образом: переднего сопровождающего (фонарь белого цвета)  – вперед, заднего сопровождающего (фонарь красного цвета) – назад относительно направления движения.

Источник: https://www.amic.ru/news/365844/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.