Что значит категория с1 в водительском удостоверении

Содержание

Категории водительских прав с расшифровкой 2020 года

Что значит категория с1 в водительском удостоверении

Допуск к управлению определенным видом транспорта устанавливается для каждого водителя и отражается в его водительских правах буквенным обозначением.

Граждане вправе самостоятельно выбирать, на какую категорию они хотят выучиться и получить права на управление транспортом.

Если водитель будет находиться за рулем транспортного средства, категория которого не соответствует указанной в удостоверении, он будет обязан заплатить штраф.

Рассмотрим, какие категории могут находиться в водительском документе в 2020 году.

Закон

Все транспортные средства для удобства обозначения сгруппированы в категории и подкатегории. Каждый из видов требует специфических навыков управления, поскольку имеют разные уровни сложности. Средства передвижения на дорогах отличаются:

  • внешним видом;
  • количеством колес;
  • мощностью двигателя;
  • грузоподъемностью;
  • назначением;
  • вместительностью пассажиров и иными признаками.

Поэтому Законом от 10.19.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливается описание и обозначение каждой из групп. Именно буквенная маркировка присутствует в водительском удостоверении.

Право на управление каждым из видов наземного транспорта приобретается только при наличии документа, подтверждающего прохождение специальных курсов и успешную сдачу экзаменов. Правила выдачи водительских прав устанавливают возрастные ограничения.

До достижения определенного возраста граждане не имеют возможности получить документ, позволяющий управлять транспортным средством.

Для большинства единиц техники возрастной ценз установлен в 18 лет, для А1 и М – 16 лет, а для городского пассажирского транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая) – 21 год.

Актуальные категории водительских прав

В вышеуказанном законе статьей 25 установлены следующие категории транспорта:

КатегорияРасшифровка
АМотоциклы
ММопеды и легкие квадрициклы
ВАвтомобили (за исключением ТС категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;Автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;Автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС не превышает 3,5 т
ВЕАвтомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки;Автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС превышает 3,5 т
САвтомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т;Автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг
СЕАвтомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг
DАвтомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;Автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг
Автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;Сочлененные автобусы
ТmТрамваи
ТbТроллейбусы

Подкатегории

Категории являются наиболее емкими по своему содержанию, поэтому для уточнения некоторых параметров, являющимися существенными при управлении ТС, были введены подкатегории:

ПодкатегорияРасшифровка
А1Мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт
В1Трициклы и квадроциклы
С1Автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 7,5 т;Автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг
С1ЕАвтомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС не превышает 12 т
D1Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя;Автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг
D1ЕАвтомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС не превышает 12 т.

Ниже представлена визуально понятная таблица всех новых категорий и подкатегорий водительских прав.

С какими категориями можно ездить на транспортных средствах других категорий?

Не все категории подразумевают только одно для вождения транспортное средство, ниже представлена схема взаимозаменяемых категорий.

Для скутера например если имеется одна из категории A, B, C, D, CE, DE сдавать дополнительно на права не нужно.

Как выглядят водительские права нового образца?

Ранее использовались бумажные удостоверения, заламинированные в пленку. Как показала практика, при постоянном пользовании они быстро приходили в негодность. Современные водительские права приближены к международным стандартам и не просто удобны в использовании, но и снабжены множеством защитных знаков. Среди них:

  • сетка волнистых линий на лицевой стороне;
  • микротекст;
  • штрих-код на оборотной стороне.

Новое водительское удостоверение изготавливается на жестком пластике розоватого оттенка.

Лицевая сторона

Сторона документа, где нанесена основная информация о его владельце, является лицевой.

На ней содержатся следующие данные:

  • фотография водителя в цвете (фотографирование происходит непосредственно в ГИБДД);
  • личные данные владельца (Ф.И.О., дата и место рождения);
  • дата выдачи и дата окончания действия водительского документа;
  • данные отделения ГИБДД, выдавшего удостоверение;
  • подпись водителя;
  • серия, номер прав.

Обратная сторона

Указание на допуск к управлению транспортом определенной категории и подкатегории находится в сетке, расположенной на обороте водительских прав. При наличии документа о пройденном обучении и успешной сдаче экзамена проставляется соответствующая отметка буквенным обозначением.

В сетке напротив категории и подкатегории колесного транспортного средства наносится его пиктографическое изображение. При замене на новое удостоверение под таблицей отмечают дату старых водительских прав.

Разновидности водительских прав в России

На протяжении последнего десятилетия водительские удостоверения несколько раз меняли свой внешний облик. Поскольку срок действия этого документа составляет 10 лет, некоторые виды могут быть в пользовании. Поэтому на данный момент у российских водителей можно встретить четыре вида прав:

  1. До 2011 года выпускались документы на бланке розового оттенка. Размер их в готовом виде составлял 105х74 мм. Текст наносился на бланк, который затем складывался по специальной линии. Защитой от износа становилась ламинация.
  2. Вторым видом прав, выдаваемых до 2011 года, был документ меньшего размера – 85х55 мм. Его особенностью можно назвать материал изготовления с применением степеней защиты от подделок.
  3. В период 2011-2014 годы стали выдаваться уже пластиковые удостоверения. Это первый вариант обновленного документа, содержащий на обратной стороне 9 категорий и подкатегорий, которые действовали на тот момент. Размер прав 85,6х54 мм.
  4. Последний вариант, который стал выдаваться уже после 2014 года, на обратной стороне имеет уже 16 категорий и подкатегорий ТС. Размер его не поменялся и аналогичен предыдущему варианту, но степеней защиты от подделок стало больше. Этот документ водителя уже содержит пиктограммы напротив категорий транспорта, что делает его соответствующим требованиям Конвенции 1968 года, принятой в Вене.

Категория водительских прав дает возможность гражданину управлять транспортным средством, которое обозначено в них, как доступное. Нахождение за рулем транспорта, которое не обозначено в документе, делает водителя нарушителем правил дорожного движения.

Такое нарушение влечет за собой ответственность гражданина в виде штрафа от 5 000 – 15 000 рублей, а инспектор ГИБДД вправе лишить нарушителя средства передвижения и эвакуировать на штрафстоянку.

Поэтому не следует допускать случаев изменения ТС без наличия соответствующего допуска.

Перед тем, как садиться за руль, необходимо пройти специальное обучение и сдать экзамен на получение необходимой категории.

Источник: https://rulipozakonu.ru/voditelskoe-udostoverenie/kategorii-voditelskih-prav-s-rasshifrovkoj/

Категория С1 в водительских правах – грузовики от 3,5 до 7,5 тонн

Что значит категория с1 в водительском удостоверении

При составлении правоустанавливающего документа, регламентирующего допуск к управлению грузовыми автомобилями, была введена новая категория прав С1 для управления легкими грузовиками.

Целью нововведения было облегчить жизнь рядовому водителю при подготовке и сдаче экзаменов в ГИБДД, так как управлять облегченными транспортными средствами гораздо проще.

Но по факту ничего не изменилось, и вряд ли найдется автошкола, которая проводит набор учащихся на категорию C1.

Обучение по-прежнему ведется только на грузовой автотранспорт (“С”) с последующей выдачей водительского удостоверения “C” и “C1”.

Права категории С1: что это означает и чем отличается от С

Кардинального отличия не существует. Категория С1 открывается автоматически при получении или замене водительского удостоверения в ГИБДД на новое, взамен грузовых прав с отметкой “C”. Обозначим какие виды транспортных средств можно управлять с подкатегорией C1 согласно действующему законодательству:

  • Максимальный вес автомобиля должен находиться между 3,5 и 7,5 тоннами;
  • Допускается эксплуатация в сцепке с прицепом с максимально допустимой массой до 750 кг;
  • Разрешено перевозить не более 8 человек (если кузов оборудован местами для пассажиров – должен быть стаж вождения от 3 лет);

Таким образом, если в ПТС грузовика указана разрешенная максимальная масса 6300 кг., он попадает в подкатегорию С1, но ездить на нем можно также и с правами категории С.

Видно невооруженным взглядом, что это означает – существенные различия между водительскими удостоверениями этих двух видов отсутствуют.

А с учетом того, что получить их отдельно от C практически невозможно (да и не имеет никакого смысла), категорию С1 можно классифицировать ка ненужный придаток.

Как открыть подкатегорию С1 в водительском удостоверении

Если вам понадобилось получить права на “легкий” грузовик у водителя не много вариантов. Но базовые требования к будущему водителю должны быть неукоснительно соблюдены:

  • Возраст для получения категории С1 должен быть более 18 лет
  • У кандидата в водители отсутствуют противопоказания по здоровью, что подтверждено медсправкой.

Открытие C1 автоматически при замене ВУ

Этот вариант является наиболее простым, даже элементарным. Многие автолюбители наверняка заметили, что при наличии прав на грузовой автомобиль категории С, подкатегория С1 открывается автоматически при замене водительского удостоверения. Чтобы это сделать необходимо собрать полный комплект документов, написать заявление и обратиться в ближайшее ГИБДД с целью обмена ВУ

Обучение в автошколе и прохождение экзамена в ГИБДД

Если вы сможете найти автошколу, которая проводит отдельное обучение на категорию С1, придется обучиться тем же правилам и маневрам, что и водителям грузовых автомобилей. Так не проще ли сразу отучиться на “C”?

Кандидату предстоит пройти через следующие испытания:

Теоретический экзамен, состоящий из 20 вопросов, на 2 из которых допускается совершить ошибку. За каждый неверный ответ дополнительно начисляется по 5 дополнительных заданий без права на ошибку.

Экзамен на автодроме. Он состоит из 5 упражнений:

  • Змейка (проезд коридора между конусами по синусоидальной кривой);
  • Разворот в ограниченном пространстве;
  • Эстакада (остановка и троганье с места)
  • Параллельная парковка;
  • Заезд в гараж;
  • Остановка.

При обучении на категорию С1 или С вас обучат этим 6 упражнениям. Но при сдаче экзамена инспектор ГИБДД выберет любые из вышеозначенных и проверит навыки ученика выборочно.

Езда по городу. С1, как и любая другая категория профессиональных прав, требует умения оперативного реагирования на сложную дорожную обстановку и знание Правил Дорожного Движения для автобусов и грузовых автомобилей.

Дополнительные подкатегории С1Е и СЕ

После получения водительского удостоверения с категорией С1 и С можно обучиться на прицеп к ним (подкатегории С1Е и СЕ). Они могут потребоваться для управления фурой или грузовым автомобилем с прицепом более 750 кг. Требования к кандидату возрастают:

  • Возраст от 21 года;
  • Категория С1 или С в правах проставлена более 1 года назад;
  • Наличие положительного медицинского заключения.

Более подробную информацию о получении водительского удостоверения на прицеп для грузовиков вы найдете в следующей статье. А мы на этом закончим и вместо заключения сделаем риторическое вопрошание: “а нужно ли было создавать отдельную категорию C1 в водительских правах?”. Вопрос на миллион долларов, но даже при поверхностном рассмотрении возникает однозначный ответ.

Источник: https://prava-info.ru/kategorii-prav/c1-gruzoviki-ot-3-5-do-7-5-tonn.html

Расшифровка категорий водительских прав нового образца и какими видами транспорта по ним можно управлять?

Что значит категория с1 в водительском удостоверении

По российским законам весь автотранспорт делится на пять общих категорий, три дополнительные категории и шесть подкатегорий. Каждая категория или подкатегория обозначает отдельный вид транспорта или подвижной состав, порядок выдачи удостоверений также может различаться.

Общая категория «А»

К данной категории относится двухколесный транспорт (мотоциклы), оснащенный двигателем свыше 125 куб. см и максимальной мощностью до 15 киловатт.

В это число также входят мотоциклы с коляской, мотоколяски и трехколесный и четырехколесный транспорт с мотоциклетной посадкой и управлением. Существует и ограничение по весу для этих средств передвижения – не более 400 кг.

Для законного управления ими требуются водительские права соответствующей категории. Наличие иных категорий в водительском удостоверении права управления мотоциклом не дает.

Подкатегория «А1»

Для мототранспорта подкатегории «А1» объем двигателя мотоцикла должен иметь минимальное ограничение в 50, а максимальное 125 куб. см, а его максимальная мощность не должна превышать лимит 11 кВт.

https://www.youtube.com/watch?v=Sh0BUgcik_o

Разрешение на управление данной категорией автотранспорта можно получить с 16 лет.

Те, кто уже имеет удостоверение основной категории, получают «А1» автоматически.

Общая категория «В»

Автомобилями данной категории считаются:

  • машины, имеющие вместимость не более восьми пассажирских мест, и не тяжелее 3,5 тонн;
  • автотранспорт той же вместимости, но оснащенный дополнительной грузовой платформой, разрешенный вес которой не может быть выше 750 килограммов;
  • автомобили, вес которых вместе с прицепом ограничен 3,5 тоннами, а масса прицепа отдельно не превышает штатную массу самого автомобиля.

При наличии документов иных категорий автотранспорта управлять автомобилями категории «В» запрещено.

Водить машину данной категории на территории РФ можно с возраста 18 лет.

Подкатегория «B1»

Удостоверение подкатегории «В1» потребуется для управления транспортом, паспортный вес которого ограничен 550 кг, сам транспорт имеет максимальный объем двигателя 50 см3, а максимальная заявленная скорость не превышает 50 км/ч.

В России к ней относятся некоторые виды мотоколясок, а также трициклы и квадрициклы с автомобильным управлением и посадкой (т. е. они оснащены автомобильным сиденьем и ручной коробкой передач).

Владельцы прав «В1» к управлению мотоциклами не допускаются.

Дополнительная категория «BE»

Дополнительная категория «ВЕ» распространяется на легковой автотранспорт, оснащенный грузовой платформой как свыше 750 килограммов, так и тяжелее самой машины штатной нагрузки.

Также шофер обязан иметь стаж вождения по категории «D» или «C» не менее одного года.

Общая категория «C»

К общей категории «С» относятся автомобили тяжелее 3,5 тонн и грузовой транспорт с прицепом до 750 килограммов. За руль машины легче 3,5 тонн, имея лишь данную категорию, садиться запрещено.

Права категории «С» можно получить при достижении возраста 18 лет.

Подкатегория «С1»

Наличие у водителя удостоверения этой подкатегории требуется для управления грузовым автотранспортом от 3,5 до 7,5 тонн, а также грузовиками с дополнительной грузовой платформой до 750 кг. При сдаче экзамена на права общей категории «С» она выдается автоматически.

Дополнительная категория «СЕ»

Распространяется на грузовой автотранспорт с крупногабаритными грузовыми платформами (свыше 750 килограммов).

Выдается при наличии открытых категорий «В», «С» или «D» и стажа по одному из них свыше одного года.

Подкатегория «С1Е»

В данную подкатегорию входят грузовые автомашины подкатегории «С1» с дополнительной платформой свыше 750 килограммов. Сама платформа должна быть легче грузовика без дополнительной нагрузки. Общий вес подвижного состава не превышает 12 тонн.

Документы на вождение выдаются при наличии удостоверений «С», «СЕ» или «D» и стажа от 12 месяцев.

Общая категория «D»

К общей категории “D” относится транспорт, предназначенный для перевозки более восьми сидячих пассажиров (автобусы), не считая места водителя, а также автобусы, сцепленные с грузовой платформой, вес которой ограничен 750 кг. Вес и габариты самого транспорта ограничений не имеют.

Выдается после достижения 21 года.

Подкатегория «D1»

К данной подкатегории относится автотранспорт, оснащенный дополнительными местами для пассажиров количеством выше восьми, но не выше шестнадцати, не считая места шофера. К этой же категории относятся автобусы с прицепом, не превышающим массу 750 кг.

Дополнительная категория «DE»

Распространяется на автобусы с грузовой платформой тяжелее 750 килограммов, а также двухкорпусные автобусы (так называемые «автобусы-гармошки»).

Получить данную категорию возможно при стаже вождения от одного года и выше и открытых категориях «В», «С» или «D».

Подкатегория «D1E»

Распространяется на автотранспорт, относящийся к подкатегории «D1», оснащенный грузовой платформой тяжелее 750 кг, при этом масса всего состава не превышает 12 тонн. Перевозка пассажиров в прицепе запрещена.

Категория «М»

Распространяется на мопеды, скутеры и иной двухколесный транспорт с объемом двигателя, не превышающий 50 куб. см, и мощностью до 4 киловатт. Водить мопед или скутер можно с 16 лет либо обладая правами любой другой категории.

Отдельного разрешения, а, соответственно, и специальной аттестации требуют троллейбусы и трамваи. Для вождения данного вида транспорта в водительском удостоверении ставится отметка «Tm» для трамваев и «Tb» для троллейбусов.

Источник: https://zakonsovet.com/avtoyurist/prava/rasshifrovka-kategorij.html

Категории водительских прав 2019 года с расшифровкой (таблица)

Что значит категория с1 в водительском удостоверении

После перенесенных изменений, российское ВУ полностью поменяло свою структуру, переквалифицировавшись в документ международного формата.

В результате такой реформы на лицевой стороне корочки появились новые поля для отметок, а ее тыльная часть с таблицей расширилась на два пункта.

Ну а какие теперь категории водительских прав 2019 (с расшифровкой) будут присутствовать в обновленном бланке и для каких видов транспортных средств они предусматриваются, мы выясним далее в статье.

Внешний вид удостоверения 2019 года

Внешне реформированное удостоверение, как и предыдущие права, выполнено в форме пластиковой карточки, окрашенной в двухцветный тон. На первый взгляд, оно практически не отличается от предыдущего прототипа ВУ. Но при более детальном его изучении можно заметить:

  • Увеличенную таблицу, где устаревшие категории B, А, C и D дополнились отдельными подгруппами;
  • Усовершенствованную защиту в виде водных знаков и зашифрованных элементов просматривающихся только под инфракрасным светом;
  • Несколько новых полей на лицевой части документа, позволяющих инспектору увидеть более обширную информацию о водителе.

А вот чем еще отличаются корочки старого и нового образца, кроме защитной системы и таблицы категорий водительских прав, мы рассмотрим ниже.

Тыльная часть

Большую часть тыльной стороны водительского удостоверения занимает таблица с 16 типами транспортных средств, управление которыми разрешено на территории РФ. А дополняют данную таблицу еще 3 графы, где указано:

  • Дата присвоения конкретной категории;
  • День, месяц и год ее аннуляции;
  • Возможные ограничения, касающиеся определенного вида ТС (если у водителя существуют ограничения по управлению пассажирскими автобусами и грузовой техникой, то напротив категорий Д и С должны стоять отдельные пометки).

Сразу под таблицей, в поле под номером 14, присутствует место для внесения стажа и общих ограничений, имеющих отношение ко всем категориям ТС. Сюда обычно ставятся пометки: «годен только в очках» и «АТ», что означает возможность управления любым видом транспорта, только с автоматической коробкой.

Кроме информации о пригодности и стаже водителя, тыльная часть бланка также включает в себя: индивидуальный штрих-код, предназначенный для ведения автоматического учета (расположен по левому краю) и серийный номер удостоверения, состоящий из 10 цифр (в самом низу корочки). Но предназначаются эти два элемента исключительно для сотрудников ГИБДД. Для автолюбителя они никакой информации не несут.

Какие категории и подкатегории внесены в новое ВУ

На водительских правах старого образца, на тыльной стороне, располагалась таблица с девятью доступными категориями: Е, D, DE, C, CE, B, BE, A, трамвай и троллейбус. А вот на удостоверении нового формата расширенная таблица выглядит следующим образом:

Категория ТСВид транспортного средства
АТяжелые мотоциклы (в том числе и с коляской), с объемом двигателя более 125 кубов
А1Техника с мотоциклетным рулем и посадкой, объем ДВС которой не превышает 125 кубических сантиметров
ВЛегковой автомобиль, со снаряженной массой до 3500 кг и вместительностью до 8 человек
В1Квадроциклы, рикши и трициклы, с объемом двигателя более 50 кубов
СГрузовые ТС, весом более 7,5 тонн
С1Легкие грузовики, снаряженная масса которых не превышает 7500 кг
DАвтобусы, с количеством пассажирских мест более 16
D1Микроавтобусы и кольцевые такси с вместительностью от 8 до 16 человек
BEЛегковой автомобиль с прицепом, не превышающим 750 кг
CEГрузовое транспортное средство с прицепным устройством, массой до 750 килограмм
C1EЛегкий грузовик с прицепом, не превышающим 750 кг
DEПассажирский автобус с прицепным устройством массой до 750 килограмм
D1EМикроавтобусы и маршрутные такси с прицепом, чей вес не превышает 750 кг
MДвухколесные мопеды и скутера с объемом мотора до 50 кубов
TmТрамвай
TbТроллейбус

Из таблицы выше стает понятно, что обозначает категория М в водительских правах нового образца и как расшифровываются остальные добавленные пометки. Но не все типы ТС в таблице имеют четкое объяснение. А вот с какими из них возникают проблемы, мы узнаем далее.

Какой транспорт подразумевается под аббревиатурой В1

Выше мы рассмотрели, что подкатегория, появившаяся у легковых автомобилей, включает в себя: рикши, квадроциклы и трициклы. Именно так регламентируется аббревиатура В1 в положении ГИБДД.

Но для тех автолюбителей, которые по прежнему задаются вопросом: что такое категория В1 в водительских правах, поясним, что данная подгруппа распространяется не только на самоходную технику с мотоциклетной посадкой и аналогичным типом управления, а и на ТС с автомобильной базой.

То есть, если рикша имеет круглое рулевое колесо, соединенное с передней осью шарнирами, то она также будет попадать под тип В1. Ну а дополнительное внимание нужно обращать на объем двигателя транспортного средства.

Ведь в регламенте Госавтоинспекции четко сказано, что в упомянутую группу входят технические средства, с двигателем свыше 50 кубических сантиметров.

А вот более слабые агрегаты нужно будет регистрировать в индивидуальном порядке.

В каком возрасте можно получить права

Все категории прав водительских удостоверений 2019 года делятся на два основных вида: любительские и профессиональные. К первому виду относят:

  • М – мопеды, скутера и питбайки;
  • А1 – легкие мотоциклы;
  • А – тяжелая мото-техника (в том числе с коляской);
  • В1 – рикши, квадроциклы и трициклы;
  • В – легковые автомобили;
  • ВЕ – машины с прицепом.

Для обучения управлению транспортным средством с мотоциклетной посадкой, гражданин может пойти в автошколу по достижению 14 лет. Но корочку в таком случае ему выдадут не ранее, чем через два года. Ведь по закону РФ, выезжать на самоходной технике на дороги общего пользования водителю разрешено строго с 16 лет.

А вот если речь идет о легковом автомобиле, то для него это период вырастает еще на 2 года. Хотя обучаться на права категории В можно также по достижению 14-летия. Для профессиональных же типов авто предусматриваются более серьезные ограничения. И применяются они к следующим видам транспорта:

  • С – седельные тягачи и самосвалы;
  • С1 – легкие грузовики;
  • СЕ – грузовое ТС с прицепом;
  • С1Е – автопоезд;
  • D – пассажирские автобусы;
  • D1 – небольшие микроавтобусы и маршрутные такси;
  • DE – автобус с прицепом;
  • D1E – малогабаритные пассажирские ТС с прицепом;
  • Tm – трамваи;
  • Tb — троллейбусы.

На первые 4 категории (с «С» по С1Е») гражданам разрешено обучаться с 18 лет, при наличии у них водительского удостоверения на легковое авто. А вот на типы ТС, связанные с перевозкой пассажиров обучение проходит строго с 21 года. Ну а какие виды категорий водительских прав 2019 года относятся к грузовым, а какие — к пассажирским, мы уже рассмотрели выше.

Как открыть новую категорию

При замене старой корочки на водительское удостоверение нового формата, имеющиеся у автомобилиста категории ТС перенесутся автоматически. Причем, если ранее у него были доступны группы В, С и Е, то в полученном бланке они расширятся дополнительными подгруппами В1, ВЕ, С1, СЕ и С1Е.

А вот для того, чтоб открыть старший тип транспортного средства (D – пассажирские автобусы), ему нужно будет пройти дополнительное обучение в автошколе. Для этого достаточно явиться в ближайшее отделение ДОСАФ и предоставить инструкторам следующий пакет документов:

  • Письменное заявление с просьбой о поступлении на курсы по вождению пассажирского транспорта;
  • Выписка из медицинского учреждения, свидетельствующая об отсутствии у будущего водителя патологий и психических расстройств;
  • Внутригражданский паспорт;
  • Текущую водительскую корочку (требуется для замены на права нового формата);
  • Чек об оплате единой пошлины.

При этом, для каждого типа самоходной техники автошкола предусматривает свои теоритические и практические курсы. А потому знать, сколько категорий водительских прав всего существует, очень важно для каждого автолюбителя.

В каких случаях человеку могут отказать в открытии категории

Владеть информацией о том, как расшифровываются категории водительских прав нового образца порой бывает недостаточно. Ведь существует ряд обстоятельств, при которых человеку могут не выдать новую корочку, даже после прохождения специальных курсов. А происходит это в следующих случаях:

  • Автомобилист предоставил не все документы из требуемого списка;
  • В предъявленных справках и бланках присутствуют повреждения, частично или полностью скрывающие информацию о владельце ТС или его самоходной технике;
  • Данные в паспорте, ПТС, медицинской справке или других корочках подделаны, или просто не совпадают с базой ГИБДД (ввиду банальной ошибки оператора).

В перечисленных ситуациях водителю ничего не остается, кроме как исправить возникшие недочеты и повторить попытку получения ВУ заново. Однако, последний вариант с подделкой документов может стать причиной материального взыскания для автолюбителя. Ведь по закону РФ подобные манипуляции с государственными бумагами строго запрещены.

Вот мы и рассмотрели по таблице с описанием: какие категории водительских прав в 2019 году будут присутствовать к российской корочке. А в заключение стоит добавить, что помимо индивидуальных курсов, для открытия каждого типа ТС предусматривается и своя стоимость. Поэтому, прежде чем подавать документы в автошколу, желательно ознакомиться с актуальными тарифами.

Источник: https://poliryi.ru/vazhno-znat/kategorii-voditelskix-udostoverenij-2019-goda-opisanie-rasshifrovka.html

Что значат подкатегории и категории водительских прав в 2020 году

Что значит категория с1 в водительском удостоверении
Время чтения: 8 минут

Водительское удостоверение в нашей стране прошло определенный путь «эволюции», пока в 2014 году стало документом европейского образца. Наше ВУ сегодня соответствует Венской конвенции. Наряду с увеличенной защитой в нем появились новые для нас подкатегории и категории водительских прав, а также ограничения и отметки, характеризующие квалификацию и навыки водителя.

Кратко об удостоверении водителя

Речь идет о небольшой пластиковой карточке сине-розового цвета прямоугольной формы. Французской транскрипции теперь нет, все надписи на русском дублируются английским переводом.

На лицевой стороне в левой части размещена цветная фотография владельца, под которой ставится его подпись. Справа указываются персональные данные владельца, даты выдачи и окончания срока действия, наименование и печать выдавшего органа, номер, а также отрытые категории.

На обратной стороне можно увидеть таблицу, в которой дана классификация категорий и подкатегорий и указаны открытые, штрихкод, а также дополнительную кодированную информацию или ограничения, связанные с владельцем.

Выдается документ после соответствующего обучения, сдачи экзаменов и уплаты госпошлины.

О категориях водительских прав

Чтобы внести некоторую ясность, на картинке ниже представлена таблица категорий водительских прав с недавними изменениями, составленная на основе ст. 25 ФЗ 10.12.1995 N 196-ФЗ.

Перед сдачей экзаменов на большинство категорий требуется проходить отдельное обучение, а при открытии новой в ВУ вносятся специальные отметки в отведенных для этого полях.

Если категория уже открыта, подкатегория активизируется автоматически. Отдельными видами ТС можно управлять при наличии любой открытой категории.

Далее мы представим описание категорий и подкатегорий водительских прав в России согласно действующему законодательству.

Категории А – мотоциклы

Раньше это была простейшая категория, которая требовалась любителям всех мотоциклов. Сегодня ее разделили на две, различающие байки по объемам и мощности силовых агрегатов. Кроме того, одну можно получить уже с шестнадцати лет, а другая доступна только с восемнадцати. Итак, по порядку.

Категория А1 водительских прав разрешает управлять мотоциклом с ДВС объемом 50 -125 см3 и мощностью не более 11кВт. Проще сказать, скутером. Доступна для лиц с 16 лет и открывает категорию М, о которой речь пойдет ниже.

А1 присваивается автоматически, если имеются права категории А, которая допускает к управлению двухколесными механическими ТС с колясками и без них, а также трех/четырехколесными ТС массой до 400 кг. Другими словами, мотоциклами, как их трактуют ПДД. Разрешает категории M, MS и B1, доступна с 18 лет.

Категории В – легковые автомобили

Теперь о том, что значит категория В в водительском удостоверении, Речь идет о праве на управление автомобилями массой до 3500 кг с количеством пассажирских мест не больше 8. ТС может быть с прицепом массой более 750 кг. Однако при категории В с прицепом автомобиль не должен весить более 3,5 т. Открывает категории М и В1, доступна с 18 лет.

Водительское удостоверение категории В1 дает право на управление трех/четырехколесными ТС с массой до 550 кг (для перевозки людей – 400 кг) и скоростью до 50 км/ч.

Если такой аппарат оснащен ДВС, его объем может превышать 50 кубов, мощность должна быть менее 20 л. с., а скорость – более 25 км/ч.

При расчете пустого веса в учет не берется аккумулятор, если ТС имеет электрический привод. Категория доступна с 18 лет и открывает М.

Удостоверение категории ВЕ позволяет управлять авто с прицепом массой более 750 кг. Причем допустимо, чтобы снаряжение прицепа превышало вес пустого авто, а общая масса может быть выше 3500 кг. При этом нужен стаж категории В не менее двенадцати месяцев.

Категории С – грузовой транспорт

Рассмотрим, что означает категория С. Она позволяет управлять ТС с максимальной массой (больше 3,5 тонн) и с прицепами до 750 кг. Разрешается с восемнадцати лет и автоматом открывает категории M и C1. Подкатегория С1 тоже дает возможность управлять ТС массой более 3500 кг, но с ограничением – до 7500 кг. Прицеп не может весить более 750 кг. Категория M открывается тоже автоматически.

Водительские права категории С1Е предоставляют разрешение управлять автомобилями подкатегории C1 с прицепами весом более 750 кг без превышения массы автомобиля при условии, что общий вес не более 12 тонн. Требуется стаж категории C или C1 не меньше одного года.

С категорией СЕ можно легально управлять авто массой свыше 3,5 т с прицепом до 750 кг. Кроме того, доступно управление ТС категорий M и C1E. Для получения требуется стаж категории С не менее одного года.

Категории D: пассажирские перевозки

Получение водительского удостоверения категории Д потребуется для эксплуатантов, планирующих перевозить пассажиров на соответствующим образом оборудованных ТС с 8 и более посадочными местами. Это микроавтобусы и автобусы, то есть основа городского транспортного сообщения. Допускается использование прицепов с массой до 750 кг.

Открывается с 21-летнего возраста и позволяет управлять ТС категорий M и D1.

Подкатегория Д1 водительских прав отличается ограничением числа пассажирских посадочных – 16 единиц. Как правило, требуется для эксплуатантов небольших автобусов, которые используются в качестве корпоративного транспорта либо грузового такси без прицепов.

D1E открывает право на управление ТС категории Д1, но уже с непредназначенным для пассажиров прицепом весом до 750 кг без превышения массы пустого авто. Масса сцепки не может быть более 12 т. Требуется стаж D или D1 не меньше года.

И только подкатегория DЕ раскрывает весь потенциал. Это максимум, на что может рассчитывать профессиональный водитель. Дает возможность управления ТС категории D с прицепом весом более 750 кг без оговорки о запрете на перевозку пассажиров и ограничений числа пассажирских мест. А это сочлененные и двухпалубные автобусы. Для получения требуется стаж категории D не меньше 12 месяцев.

Категория М – мопеды и легкие квадроциклы

Категория водительских прав М предоставляет право на управление более легкими ТС, чем мотоциклы. Не зря в правах в графе этой категории использована пиктограмма с изображением велосипеда. На самом деле она разрешает управление мопедом и легким квадрициклом. Подкатегорий здесь нет. Право управления предоставляется при наличии любой открытой категории.

Скажем пару слов, о том, как получить водительское удостоверение категории М. Обучение можно начинать уже с 14 лет, а управлять указанными ТС – только с 16. Срок обучения в автошколе составляет один месяц.

На всякий случай поясним, о каких ТС идет речь. Под мопедом подразумевается двух/трёхколёсное ТС с ДВС объёмом до 50 см3 или электродвигателем мощностью 250 Вт – 4 кВт и скоростью не более 50 км/ч.

А под легким квадроциклом – аппарат с силовым агрегатом объемом до 50 см3.

Категории Tm и Tb – трамваи и троллейбусы

Раньше для такого вида транспорта отдельных категорий не было. В старых правах сведения заносились в графу особых отметок. Так что это новые категории удостоверения водителя автомобиля. Tm (трамвай) и Tb (троллейбус) требуют отдельного обучения, независимо от наличия или типа открытой категории. Доступны с 21 года и автоматически открывают категорию М.

Расшифровка дополнительных отметок

Все отметки в ВУ условно делятся на обязательные и особые, или дополнительные. К первым относятся данные о владельце документа, даты, сроки и номер. Вторые используются в особых случаях, почему так и называются. Они заносятся в 12 или 14 графы на обороте ВУ и относятся к отдельным или ко всем категориям сразу.

Среди них можно встретить такие:

  • АS – автомобильное управление;
  • МS – мотоциклетное управление;
  • GСL – очки или линзы;
  • АТ – автоматическая трансмиссия;
  • МС – ручное управление;
  • АPS – авто парктроник;
  • НA/CF – аппарат коррекции слуха;
  • обязательная медсправка;
  • группа крови;
  • дубликат;
  • стаж.

В принципе, расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца понятна, но все же стоит объяснить, почему ставят некоторые отметки.

AS и МS

Данные отметки нужны для разграничения прав управления ТС категории В1 в зависимости от вида рулевого управления, которое разрешено использовать водителю. Если открыты категории А и В, то таких отметок в правах не увидишь.

Moto Steering, или MS, ставится в графе ограничений рядом с В1, если открыта категория A, но отсутствует B. Разрешает управление ТС с рулем и посадкой мотоциклетного типа. Если, наоборот, открыта категория B, но нет A, вносится отметка Automotive Steering, или AS.

GCL

Данная отметка указывается в 14 разделе ВУ и означает «очки и линзы». Если в правах имеется GCL, запрещено управление ТС разрешенной категории без ношения приборов коррекции зрения. Ставится на основании диагноза окулиста. Кроме того, на фото в ВУ водитель должен быть в очках или с контактными линзами, даже если последних не будет видно.

АТ

Отметка АТ указывает, что водитель допущен к управлению ТС только с АКПП. Как правило, проставляется, если обучение и экзамен проводились на этом типе трансмиссии. Считается, что механика сложнее для водителя, в связи с чем и введено подобное ограничение.

Прочие отметки

Больше всего отметок в ВУ связано с ограничениями по медицинским показаниям. Заносят их в 14 раздел. Про очки мы уже сказали, расскажем и о некоторых других:

  • Обязательная медицинская справка. Вносится, если у водителя проблемы со здоровьем, требующие постоянного контроля, но без ярко выраженных проявлений.

    То есть человека допускают к управлению, но медицинскую справку он обязан возить с собой.

  • MC – разрешено управление транспортом только с ручным управлением. Ставится в ВУ инвалидов на основании медицинского заключения после переоснащения ТС.
  • APS – водитель допущен к управлению ТС только с автоматической парковочной системой.

  • HA/CF – разрешено управление при условии обязательного ношения слухового аппарата.
  • ML – медицинские ограничения к управлению ТС категории M. Проставляется в 12 разделе, рядом с соответствующей категорией.
  • Дубликат – указывается при замене удостоверения ввиду утраты/хищения.

  • Стаж водителя – при плановой замене ВУ, чтобы было видно, когда была первая выдача.

Кроме того, часто вносят группу крови. Это не обязательное, а добровольное решение владельца ВУ.

Метки ГИБДД

Иногда на правах появляются едва заметные точки, дырочки, черточки и прочие знаки на различных участках вашей фотографии. Обычно это становится заметным после того, как ВУ побывает в руках инспекторов ГАИ. Если вы думаете, что так они отмечают для себя, какие машины можно водить вам, глубоко заблуждаетесь.

Инспектор так шифрует свои послания коллегам относительно того, как следует с вами себя вести. Например, если на фото появилась точка на лбу, это значит, что вы – жадный тип, правда, способный откупиться. И таких вариантов «отображения» поведенческих черт масса.

Как открывается категория

Читатель уже должен был заметить, что открыть все категории водительских прав одновременно невозможно, да и необязательно. Некоторые подкатегории предоставляются автоматически, о чем мы говорили.

При желании открыть категорию несложно, ведь дополнительное обучение не всегда требуется.

В таком случае остается подготовиться к экзаменам, собрать документы, оплатить госпошлину и подать в МРЭО соответствующее заявление.

Повышение категории водительских прав обязательно сопровождается профильным обучением.

Это выполняется в специализированной автошколе. Сроки обучения варьируются от сложности выбранной категории. Когда процесс завершен, можно обращаться в ГИБДД. Там потребуются следующие бумаги:

Наконец, о том, как открыть новую категорию водительского удостоверения в 2020 году. Экзамены по знанию ПДД и практике вождения необходимо сдавать в любом случае. В МРЭО определят даты, порядок подготовки и сдачи.

Перед сдачей экзаменов рекомендуется оплатить штрафы (при наличии). Самостоятельная подготовка не предусмотрена, поэтому проводится в автошколе. Комплекты экзаменационных билетов будут одинаковыми независимости о того, какая категория водительских прав на легковой автомобиль открывается. Если это категория на грузовое авто, автобус, трамвай или троллейбус, контрольные вопросы будут другими.

Теория сдается в компьютерном классе, а практика – на автодроме. На последнем этапе следует быть готовым к практическому вождению в городских условиях. Если нужно переучиться на механику, сдавать придется только автодром.

Теперь ясно, сколько категорий водительских прав существует, но в любом случае на сдачу теории отводится шесть месяцев. После неудачной попытки следующую можно предпринять только через неделю. С каждым разом разрыв между экзаменами по срокам увеличивается и может дойти до месяца.

В заключение

Итак, вкратце мы рассмотрели все виды категорий и подкатегорий ВУ в последней редакции. Их стало больше, а подход к выбору требуемой – гибче. С другой стороны, процедура получения не упростилась, и требования ГИБДД не снизились. То есть к получению новой категории необходимо серьезно готовиться.

Также необходимо четко знать свои ограничения – как по категории, так и по медицинским показаниям. В частности, важно понимать, сколько пассажиров можно брать «на борт», сколько тонн загрузить в прицеп и так далее.

Расшифровка категорий водительских прав: видео

Источник: https://1avtoyurist.ru/oformlenie/prava/voditelskoe-udostoverenie-kategorij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.