Федеральный транспортный надзор

Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения

Федеральный транспортный надзор

Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог направлен на соблюдение указанных требований должностными и юридическими лицами, осуществляющими дорожную деятельность в соответствии с их компетенцией.

Исполнение государственной функции по данному виду надзора осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции МВД России в соответствии с административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденным приказом МВД России от 30.03.2015 №380.

В рамках исполнения своих должностных обязанностей сотрудники Госавтоинспекции осуществляют данный вид надзора непрерывно.

Сотрудники при исполнении государственной функции имеют право:

1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.

2. Проверять у граждан, должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий и осуществление определенного вида деятельности, являющихся предметом федерального государственного надзора.

3.

Посещать беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях.

4.

Требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения документирования обстоятельств совершения административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их.

5. Составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях

6. Вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений.

7.

Давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

8. Истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу сотрудников от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз.

9. Временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках автомобильных дорог в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения.

10. Временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии.

11. Проводить проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан.

12. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

13. Требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на автомобильных дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением обязательных требований безопасности.

14. Предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.

15. Обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

Описание результата исполнения государственной функции

Результатом исполнения государственной функции является обеспечение соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами – участниками дорожного движения обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, выявление, предупреждение и пресечение таких нарушений с принятием мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также получение объективной информации о соблюдении обязательных требований безопасности.

По результатам исполнения государственной функции принимаются следующие решения:

1. О введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

2. О возбуждении дела об административном правонарушении.

3.

О выдаче требования о прекращении противоправных действий

4.

О выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

5. О внесении в соответствии с КоАП руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

6. О внесении в соответствии с Федеральным законом «О полиции» руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.

7.

О вручении (направлении) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю предпринимателя).

8. О направлении информации:

– в органы государственного контроля в соответствии с их компетенцией – о нарушениях объектами надзора нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции МВД России;

– в органы прокуратуры – о систематических нарушениях объектами надзора обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

В рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения подразделениями Госавтоинспекции Республики Саха (Якутия) за 2018 год осуществлено 3723 мероприятий по контролю за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог и улиц.

Проведено 8 плановых выездных документарных проверок юридических лиц. По результатам которых 1 юридическое лицо привлечено к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности,выдано для исполнения 4 предписания.

В последнее время усилена работа по привлечению к административной ответственности должностных лиц, ответственных за состояние улично-дорожной сети, как мера наиболее эффективного воздействия, направленного на повышение персональной ответственности должностных лиц и предупреждение правонарушений. Так, за нарушения обязательных требований нормативных документов при ремонте и содержании автодорог и улиц составлено 145 административных материалов,из них 126 материалов составлено в отношении должностных лиц, непосредственно отвечающих за эксплуатационное состояние улично-дорожной сети.

На устранение обязательных требований выдано 1395предписаний в адрес юридических и должностных лиц, а также внесено 141 представление об устранении причин и условий, способствовавших реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. Из них за неисполнение в установленный срок предписаний и представлений составлено 40 административных материалов по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2017 года №2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации» утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации:

I. Межгосударственные стандарты

1.   ГОСТ 34.401-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения. Типы и технические требования». Разделы 1 (пункты 1.1.3, 1.1.4, 1.2.3), 2 (подпункты 2 – 8 пункта 2.2, пункты 2.4 – 2.6, 2.8, 2.9, 2.11 – 2.15, 2.17 – 2.22), 3.

Источник: https://14.xn--b1aew.xn--p1ai/slujba/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80-%D0%B2-%D0%BE%D0%B1%D0%BB

Структура и функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Федеральный транспортный надзор

Федеральную службу по надзору в сфере транспорта возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра транспорта РФ.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром транспорта РФ по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством РФ.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является главным государственным транспортным инспектором РФ, а работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством РФ правами и полномочиями соответственно государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ревизоров по безопасности движения поездов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области железнодорожного транспорта).

  • 1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационно-космического поиска и спасания, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
  • 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта РФ.
  • 3. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства транспорта РФ, а также настоящим Положением.
  • 4. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет следующие функции:

  • – осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ: о гражданской авиации; о торговом мореплавании; о внутреннем водном транспорте РФ; о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории РФ (за исключением пунктов пропуска через государственную границу РФ); о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте; об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц РФ и иностранных государств; об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава; о транспортной безопасности; о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом;
  • – осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы; выдает лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их; специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в случае если маршрут или часть маршрута указанного транспортного средства проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям двум и более субъектов РФ; специальные разрешения на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов; свидетельства о допуске автотранспортных средств к перевозке опасных грузов; документы об утверждении экзаменов по профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом; свидетельства о подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом; свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удостоверения) об утверждении курсов такой подготовки; иные разрешительные документы в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством РФ и международными договорами РФ, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия; и т.д.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке: принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, а также карточек допуска транспортного средства к осуществлению таких перевозок; прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством РФ; организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, включая спортивные (кроме спортивных парусных судов) и прогулочные, а также в случаях, установленных законодательством РФ, ведение соответствующих реестров; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • 1) проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;
  • 2) организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности, участвовать в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий;
  • 3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • 4) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • 5) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы;
  • 6) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • 7) применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • 8) создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
  • 9) разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды для работников Службы, осуществляющих функции по контролю и надзору, знаков различия и отличия, жетонов и удостоверений для них, а также порядок ношения форменной одежды.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) образовано в 2004 году. Государственное управление в сфере железнодорожного транспорта представляет собой трехзвенную структуру.

Министерство транспорта формирует государственную политику и отвечает за создание нормативной базы в сфере железнодорожного транспорта и в целом транспортного комплекса.

Федеральная служба по контролю и надзору в сфере транспорта выполняет, надзорные функции, в части обеспечения безопасности на транспорте.

Рис. 3. структура федерального Агентства железнодорожного транспорта

Главной функцией Федерального Агентства железнодорожного транспорта является реализация государственной политики в области железнодорожного транспорта.

Для эффективной работы в Агентстве создан Совет, позволяющий скоординировать действия руководителей и всего аппарата Агентства, территориальных управлений и подведомственных предприятий.

С целью привлечения организаций железнодорожного транспорта, пользователей его услугами и заинтересованных организаций к участию в подготовке предложений по формированию и реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта сформирован Общественный совет при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” Правительство РФ постановляет:

  • 1. Федеральное агентство железнодорожного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
  • 2. Федеральное агентство железнодорожного транспорта находится в ведении Министерства транспорта РФ.
  • 3. Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
  • 4. Основными функциями Федерального агентства железнодорожного транспорта являются:
    • – функции государственного заказчика по организации исполнения федеральных целевых программ в сфере железнодорожного транспорта и федеральной адресной инвестиционной программы;
    • – издание индивидуальных правовых актов в сфере железнодорожного транспорта на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Правительства РФ и Министерства транспорта РФ;
    • – оказание неопределенному кругу лиц имеющих общественную значимость услуг в сфере железнодорожного транспорта в соответствии с установленными федеральным законодательством условиями, в том числе:
      • а) организация перевозок опасных грузов;
      • б) организация работ по обязательному подтверждению соответствия продукции, работ и услуг, а также аккредитация испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации;
      • в) реализация комплекса мер, направленных на обеспечение защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

  • 5. Разрешить Федеральному агентству железнодорожного транспорта иметь до 3 заместителей руководителя, до 5 управлений по основным направлениям деятельности Агентства, а также территориальные органы.
  • 6. Установить предельную численность работников центрального аппарата Федерального агентства железнодорожного транспорта в количестве 140 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников его территориальных органов в количестве 394 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Источник: https://vuzlit.ru/966078/struktura_funktsii_federalnoy_sluzhby_nadzoru_sfere_transporta

Государственный административный контроль и надзор в области транспорта, лицензирование транспортной деятельности

Федеральный транспортный надзор

Важнейшим юридическим средством обеспечения законности на транспорте являются контроль и надзор.

Современные ученые придерживаются единой позиции, что понятие «контроль» произошло от французского слова controle, которое применялось для обозначения встречной, вторичной записи с целью проверки первой[1].

Также отмечается, что в английском языке сходное по звучанию слово control может быть использовано для обозначения состояния управления, руководства, регулирования, распоряжения, господства, насилия, власти[2].

В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дела, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процессов[3].

Контроль, как способ обеспечения законности, предполагает сопоставление проверяемой деятельности с нормами права, которыми она регламентируется, в результате чего выявляются нарушения действующего законодательства, принятие мер по устранению выявленных нарушений, что ведет к восстановлению нарушенной законности, ее обеспечению в последующем.

В современном значении рассматриваемое понятие чаще всего наделяют следующим лексическим смыслом: контроль — проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора[4].

В тоже время, между понятиями контроль и надзор существует весьма существенное сущностное различие.

Надзор состоит в наблюдении за законностью деятельности, тогда как контроль охватывает наряду с законностью и целесообразность деятельности контролируемых субъектов.

При надзоре между проверяющим и проверяемым отсутствует организационное подчинение, и орган надзора не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорного органа.

Органы надзора наделены полномочиями на применение к поднадзорным мер воздействия.

Согласно ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля, «организация контроля является обязательным элементом управления…, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом»[5].

Следует иметь в виду, что контроль в виде функции государственного управления не связан ни с формой государства, ни с государственным строем, ни с государственным устройством, ни с политической системой государства. По вполне основательному мнению Ю. А. Тихомирова, «государственный контроль не является атрибутом какого- либо одного, чаще тоталитарного, режима.

Он всегда присущ любому государству, стремящемуся обеспечить реализацию политики, законов и иных актов, охрану государственных интересов. Вопрос в том, каковы цели и механизмы контроля, и его поддержка в обществе, насколько он помогает устойчивости институтов государства, обеспечению прав и свобод граждан, прогрессивному социально-экономическому развитию»[6].

Таким образом, контроль в целом — не что иное как осуществление функции управления. Контроль позволяет получать информацию о состоянии объекта управления, о характере и результативности управленческого воздействия на него. Он также обеспечивает обратную связь между теми, кто принимает управленческие решения, кто их осуществляет, и объектами управления.

Понятие «контроль» получило в Российской Федерации конституционное закрепление. В Конституции Российской Федерации в п. «а» ст. 71 сказано, что осуществление контроля за соблюдением федеральных законов относится к ведению Российской Федерации.

В развитие этого положения в ст.

11 Конституции Российской Федерации устанавливается, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Вышеназванные органы уполномочены осуществлять государственный контроль за соблюдением федеральных законов.

Государственный контроль является обязательной составляющей управления транспортом, обеспечивающей соблюдение законности и дисциплины участников транспортных отношений.

Государственный контроль на транспорте предполагает получение информации компетентным органом о состоянии законности и целесообразности деятельности подконтрольных субъектов, ее оценку в целях принятия управленческих решений по приведению указанной деятельности в соответствие с заданными параметрами.

Надзор, как уже отмечалось ранее, не предполагает наличия между проверяющим и проверяемым организационного подчинения, предоставляющего право органу надзора вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорного субъекта, оценивать ее целесообразность.

Цель надзора, по сравнению с контролем, сужена и ограничена исключительно проверкой соблюдения законодательства поднадзорным субъектом в соответствующей сфере общественных отношений с предоставлением органам надзора полномочий по применению к поднадзорным мер юридического воздействия.

Государственный надзор на транспорте представляет собой деятельность органа исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющего наблюдение и проверку соблюдения законодательства участниками транспортных отношений в обеспечения безопасности перевозок, соблюдения требований к технической исправности транспортных средств, их эксплуатации, условиям использования транспортных коммуникаций и т. п., применения мер оперативного воздействия к нарушителям законодательства в целях восстановления законности.

Полномочия по осуществлению надзора за законностью транспортной деятельности осуществляют многочисленные надзорные органы, например, транспортные прокуратуры.

Однако в связи с особой значимостью контроля и надзора системе, необходимостью обеспечения надзора за исполнением норм многочисленных правил, положений, регламентов в структуре федеральных органов исполнительной власти в области транспорта создан специальный орган, на который возложено осуществление контроля и надзора — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Федеральные агентства лишены права контроля и надзора в соответствующих сферах деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.2013 № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном транспортном надзоре») установлено, что федеральный государственный транспортный надзор включает в себя:

  • а) государственный надзор в области гражданской авиации;
  • б) государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации;
  • в) государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
  • г) государственный надзор в области железнодорожного транспорта;
  • д) государственный надзор за торговым мореплаванием;
  • е) государственный надзор в области внутреннего водного транспорта;
  • ж) государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения и др.

Контроль и надзор охватывают соблюдение законодательства РФ и международных договоров РФ, регулирующих деятельность всех видов транспорта. Как указано в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, это законодательство:

  • — о гражданской авиации;
  • — о торговом мореплавании;
  • — о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;
  • — о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортном контроле);
  • — о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте;
  • — об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц РФ и иностранных государств;
  • — об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;
  • — о транспортной безопасности[7].

В целях осуществления контроля и надзора должностные лица Ространснадзора наделены достаточно широким и действенным кругом прав. К их числу относятся следующие:

  • проведение в установленном порядке проверок деятельности юридических и физических лиц по осуществлению перевозок и иной связанной с транспортным процессом деятельности. Речь идет о проверке соблюдения перевозчиками установленных транспортными уставами и кодексами, а также подзаконными нормативными правовыми актами требований к транспорту, его технической исправности, габаритам загруженного транспортного средства, норм грузоподъемности (например, осуществление весового контроля автотранспортного средства);
  • — право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Ространснад- зора. Такими сведениями могут располагать как государственные структуры, так и юридические и физические лица. Они обязаны предоставлять соответствующие данные по запросам компетентных должностных лиц этой федеральной службы, отвечая за их точность и полноту;
  • — право организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и а также научных исследований в целях выяснения обстоятельств транспортных происшествий, установления, не были ли они следствием нарушения перевозчиками транспортных норм. Исключение составляют авиационные и дорожно-транспортные происшествия. При этом в расследовании авиационных происшествий представители Ространснадзора могут участвовать в порядке, установленном административными регламентами.

Например:

Источник: https://studme.org/345886/pravo/gosudarstvennyy_administrativnyy_kontrol_nadzor_oblasti_transporta_litsenzirovanie_transportnoy_deyat

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.