Федеральный закон об осаго

Содержание

Закон об ОСАГО с последними изменениями

Федеральный закон об осаго
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Такая сфера, как дорожное движение, сопряжена с большой ответственностью и рисками. Поэтому договор ОСАГО по закону подлежит оформлению всеми автовладельцами на территории Российской Федерации.

Общие положения

Страховой полис ОСАГО — документ, подтверждающий договоренность между автовладельцем и страховой компанией. Суть его состоит в соглашении об обязательстве страховой компании возместить предусмотренную часть ущерба, нанесенного автовладельцем в результате ДТП, при условии, что тот будет признан виновником аварии.

Читайте подробности ФЗ о страховании в РФ по ссылке:

Контроль за исполнением положений ФЗ 40 об ОСАГО, т.е. проверка наличия соответствующих страховых полисов у автовладельцев, входит в обязанности сотрудников дорожной полиции.

На настоящий момент такое нарушение, как отсутствие при себе полиса ОСАГО повлечет ответственность автовладельца, которая равняется сумме в 500 руб.

Просроченная страховка, как и невыполнение требования закона по страхованию автогражданской ответственности, выльется в штраф величиной 800 руб.

Если лицо, оказавшееся за рулем автомобиля, не вписано в полис обязательного страхования, штраф составит 500 руб.

ФЗ 40 об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств был принят в 2002 году. Данный нормативный акт прописывает следующие основные аспекты:

  • Общие положения: основные понятия и основания для принятия закона;
  • Условия и порядок осуществления страхования:
    • Обязанности автовладельцев;
    • Правила страхования;
    • Объекты процедуры;
    • Страховые суммы и тарифы;
    • Срок действия договора;
    • Порядок возмещения ущерба;
  • Компенсационные выплаты;
  • Страховщики: требования, особенности проводимых операций;
  • Профессиональное объединение (союзы, ассоциации и другие организации);
  • Заключительные аспекты: информационное сотрудничество, международная страховая практика.

Действующая редакция ФЗ 40

Разговоры о необходимости внесения изменений в действующий закон об ОСАГО для повышения его эффективности ведутся на протяжении всего срока его существования, поскольку проблема ответственности участников дорожного движения актуальна в России.

В текущем году в ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств было внесено множество поправок. Некоторые из них коснулись смены формулировок, что значительно не отражается на жизни обывателя. В частности, словосочетание «страховая выплата» в некоторых пунктах закона было заменено на «страховое возмещение».

Поправки, внесенные в ФЗ 40, коснулись также более значимых моментов. С сентября текущего года минимальный срок, на который может быть оформлен полис ОСАГО, составляет один год. Были установлены максимальные сроки осмотра поврежденного автомобиля представителями страховых компаний.

Прежде на проведение экспертизы повреждений отводилось пять дней с момента предоставления непосредственно транспортного средства к осмотру.

Согласно новому положению, страховая организация обязана провести оценку ущерба в течение этого же срока с даты подачи заявления о произошедшем ДТП страховщику.

Наряду с этим, в ФЗ 40 было введено положение о запрете независимой экспертизы, поскольку данная процедура нередко проводилась в пользу одной из сторон. Оценка ущерба, проведенная самостоятельно организованной экспертизой, больше не будет иметь юридической силы.

В то же время срок, отведенный по закону на рассмотрение претензий, предъявляемых владельцами транспортных средств страховой компании, увеличился с пяти до десяти дней.

В мае 2017 года вступило в силу положение, кардинально меняющее ситуацию на рынке страхования автогражданской ответственности — натуральное возмещение по ОСАГО.

Суть данной поправки состоит в замене прямых денежных компенсаций, выплачивавшихся ранее пострадавшей стороне, на направление на ремонт и перечисление средств соответствующей станции технического обслуживания, занимающейся ремонтом автомобиля.

Страховая компания обязана заключить соглашение с ремонтными мастерскими, которые будут обслуживать ее клиентов. По условиям ФЗ 40, список сервисов должен находиться в открытом доступе на официальном сайте организации. Однако страхователь вправе сменить СТО путем подачи аргументированного заявления.

С этого года страховые выплаты по ОСАГО увеличены, а максимум составит сто тысяч рублей. В случае, если счет, выставленный СТО, превысит лимит в 400 тысяч рублей, может быть выплачена дополнительно денежная компенсация.

Также согласно изменениям в законе, возмещение возможно в случае нарушения сроков ремонта автомобиля (составляет 30 дней) или невозможности восстановления транспортного средства, находящегося в аварийном состоянии (иные условия могут быть установлены в дополнительных соглашениях между страховщиком и страхователем).

Изменения в законе коснутся только полисов осаго, оформленных после внесения поправок.

Рассмотрим внесенные в закон изменения на примере нескольких статей ФЗ 40 об обязательном страховании:

Статья 1 ФЗ 40.

  • В пункт «б» настоящей статьи 40-го ФЗ была внесена поправка о том, что пострадавшая сторона вправе обратиться с заявлением к страховщику виновника, если в ДТП приняло участие два и более транспортных средства;
  • В  шестнадцатом абзаце изменения коснулись возможности потерпевшего согласовать детали со страховщиком СТО, в которое будет отправлено транспортное средство. Согласно поправке, сервис технического обслуживания определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • В абзаце восьмом словосочетание «осуществить страховую выплату» было заменено на «страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации или оплаты восстановительного ремонта поврежденного ТС».
  • Статья была также дополнена абзацем, содержащим определение понятия «договор на организацию восстановительного ремонта».

Статья 5 ФЗ 40.

  • Пункт второй был дополнен подпунктом «е» о требованиях к организации восстановительного ремонта транспортного средства, и порядок действий сторон в случае его некачественного проведения.

Статья 12 ФЗ 40 (о порядке осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда по полису ОСАГО).

  • Было обозначено введение практики возмещения причиненного вреда в натуре;
  • Прописана невозможность использования в ремонтных работах бывших в употреблении комплектующих деталей;
  • Установлен минимальный срок гарантии на проведенные работы, который составил 6 месяцев. Если ремонт связан с кузовными работами или использованием лакокрасочных материалов, срок, согласно закону, увеличивается до 12 месяцев.

Напомним, что по закону с 2017 года стало возможным оформление полиса ОСАГО через интернет. На случай внесения заведомо неверных данных при покупке электронного документа предусмотрена материальная ответственность. В перспективе станет возможным полный отказ от бумажной формы страховки.

Скачать закон об ОСАГО с последними изменениями

ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями приобрел определенную долю потенциальных рисков, таких как:

  • Недостаточная степень ответственности страховщиков за выполнение обязательств;
  • Двоякость в толковании некоторых положений закона об ОСАГО, связанный с этим риск возникновения казусов при разрешении споров в судебных инстанциях;
  • Согласно изменениям в ФЗ, в случае нанесения значительного ущерба транспортному средству, превышающего лимит страховой выплаты, владелец автомобиля вынужден доплачивать за ремонт из собственных средств;
  • Также существует риск увеличения количества фальшивых полисов ОСАГО (по причине введения в закон возможности оформления электронного документа).

Каждому автовладельцу необходимо прослеживать изменения в сфере страхования автогражданской ответственности, и правками, вносимыми в текст ФЗ об ОСАГО, чтобы знать положенные ему по закону права, возложенные обязанности и грозящую ответственность. Ознакомьтесь с последней редакцией закона об обязательном страховании.

Можно сделать вывод, что на этом этапе доработка федерального закона об ОСАГО не будет прекращена и в будущем вероятны корректировки и изменения.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/fz-40-ob-osago/

Закон №40 «Об ОСАГО» – основные положения, содержание

Федеральный закон об осаго

Цель федерального закона № 40 обеспечить надлежащими правами граждан, являющимися участниками дорожного транспортного движения. С помощью данного законодательства разрешаются вопросы при ситуации, когда такие лица попадаю транспортные происшествия.

Закон выступает регулятором в этой сфере и контролирует появляющиеся при аварии правоотношения каждого из участников.

Основные понятия и краткое содержание

Цель Закона №40 Федерального Законодательства обеспечивать исполнение установленных при возникновении дорожных транспортных происшествий. Закон об ОСАГО является обязательным для исполнения всеми лицам, которые владеют транспортными средствами.

При покупке автомобиля, каждый гражданин должен оформить следующие бумаги:

  1. Документы, дающие право управлять транспортным средством в общем потоке;
  2. Заключение медицинской комиссии о физическом здоровье водителя;
  3. Страховые документы на случай возникновения ДТП. Этот пункт как раз и является полисом ОСАГО, который контролируется данным законодательством.
  4. Технический паспорт автомобиля.

 ФЗ №40 направлен на урегулирования вопроса о возникновении ответственности при авариях. Так, согласно этому документу, виновник такого происшествия должен нести материальную ответственность перед пострадавшим лицом.

Положения, прописанные в законе,  дают чёткие указание на то, как должны себя вести стороны при такой ситуации. Ответственность ограничивается нормами правового акта, который регистрирует случаи и в все возникающие риски по ним.

Условие оформления полиса на территории страны при приобретении транспортного средства является обязательным.

Согласно действующем нормам, водителям запрещается передвигаться в общем потоке без соответствующих документов. При выявлении подобных случаев они караются административными мерами в виде штрафа.

Закон содержит в себе 6 глав:

  1. Трактуются основные понятия и принципы исполнения и действия данного нормативного правового акта;
  2. Эта глава включает в себя определения условий, по которым необходимо оформлять страховые документы. Также прописываются стороны участники и объекты подлежащие оформлению. В главе также рассматриваются вопросы по исчислению страховых выплат и действующих ставок по оценке возникших повреждений. В пункте указываются сроки по возмещению причинённых ущербов и особенности рассмотрения дел по возникающим спорным ситуациям;
  3. Раздел рассматривает права на получения выплат. Определяет механизм проведения платежей и рассматривает случаи по взысканию необходимых средств с виновника происшествий;
  4. Даёт определения страхующих лиц и их особенности деятельности. Также рассматриваются основания по замене страховщиков;
  5. Полномочия лиц ведущих страховую и оценочную деятельность, направленную на расчёт ущерба при авариях. Расписывает полномочия и объединения союзов, а также определяет установленные законом суммы платежей и взносов;
  6. Указываются типы по информационным соглашениям и международному сотрудничеству в сфере обязательного государственного страхования автовладельцев. Определяет контроль над ведением деятельности страховщиков и отсылочные нормы к данному законодательству.

Последняя редакция федерального закона также указывает на порядок внесения соответствующих изменений по проведенной недавно страховой реформе.

Что регулирует и когда применяется

Федеральный закон о страховании регулирует возникающие правоотношения в результате совершенной аварии между лицами. Он выделяет ситуации, по которым данная норма начинает применяться и ряд оснований по возмещению ущербу пострадавшему лицу.

Транспортное происшествие подразумевает под собой:

  • Действия лица в отношении другого, в момент управления автомобилем, которые в свою очередь повлекли к столкновению;
  • Именно в момент возникновения подобных обстоятельств регулятивные нормы данного законодательства начинают действовать между участниками это ситуации;
  • Положения определяют виновника произошедшего и производят компенсационные расчёты пострадавшим лицам;
  • В зависимости от ситуации и типа повреждений проводится соответствующая экспертиза на выявление общего ущерба при столкновении;
  • Он рассчитывается согласно действующим коэффициентам;
  • Далее ущерб конвертируется в сумму, которая необходима на восстановление повреждённого транспортного средства.

Возмещение ущерба может быть проведено как по испорченному имуществу владельца, так и по полученным в результате ДТП физическим травмам. Суммы имеют прямое установленное в правовом акте ограничение.

Для получения выплат лицо должно обратиться  к своему страхователю с заявлением на причитающиеся выплаты по возникшим обстоятельствам.

Так, страховщик обязан произвести выплаты пострадавшим в следующем объёме:

  • 400 000 рублей за поврежденное транспортное средство в результате аварии;
  • 500 000 рублей за нанесение вреда здоровью потерпевших лиц.

Если необходимо получит выплаты за причинённый вред здоровью, то гражданин подать следующие бумаги:

  • Документы, полученные от уполномоченных органов, которые зарегистрировали факт транспортного происшествия и получения вреда здоровью;
  • Заключения из медицинских учреждений о полученных травмах.

Если в результате полученных травм была утеряна работоспособность на определённых срок, тогда также можно обратиться за возмещение упущенных доходов из-за нахождения на больничном пострадавшим лицом.

Основные положения

Основные положения заключены в условиях действия и исполнения данного законодательного акта. Все возникающие обстоятельства и действия по ним строго регламентированы. Для оформления причитающихся потерпевшему выплат необходимо соблюсти все правила и подать, соответствующие для этого документы.

Все основные положения, прописанные в норме можно поделить на следующие группы:

  • Обязательность страхования и подлежащие этому действию объекты. Здесь прописываются основные понятия лиц участников гражданской ответственности, а также средства, которые подлежат оформлению. Также рассматриваются условия возникновения обстоятельств, по которым лица имеют право истребовать после оценочных действия суммы на восстановления повреждённых автомобилей или полученного вреда здоровью;
  • Счисление ущерба и порядок начисления сумм. Одна из важных групп в данном законодательстве. Она позволяет произвести все требуемые расчёты по полученному имущественному вреду. Определяется максимальное пороговое значение по выплатам. Прописываются требования по тарифам страхования и процентным соотношениям при расчёте фактически полученного вреда. Устанавливаются основания и правила по определению коэффициентов расчётов.
  • Порядок получения выплат и решение возникающих спорных ситуаций. Определяются права, на основании которых граждане могут требовать получения компенсационных выплат. Устанавливается механизм произведения отчислений и сроки получения рассчитанных при экспертизе повреждений сумм. Рассматриваются основания и порядки, по которым потерпевшие могут обратиться с исковым заявлением к страховщику в случае возникающих разногласий;
  • Определение лиц занимающихся страхование и контроль над их деятельностью. Закон описывает такого субъекта как страховщик и указывает его должностные действия, которые он должен совершать при взаимодействии с лицами обращающихся для оформления автомобиля или за получением причитающихся в результате аварии выплат. Также прописывается по имуществу страховых союзов и порядок проведения обязательных союзных взносов.

По каждой из представленных групп действуют свои положения. Закон охватывает широкий круг лиц. От виновников происшествия и потерпевших, до лиц, которые на основании свое профессиональной деятельности должны осуществлять оформление плисов и произведение расчётов возникающего вреда по установленным в законе страховым случаям.

40 ФЗ плотно пересекается с административным законодательством, в плане обеспечительных мер по соблюдению действующих положений.

Контроль над надлежащим исполнением установленных правовых норм ведут сотрудники полиции, которые проверяют наличие полисов у водителей транспортных средств.

При отсутствии документа или если он является просроченным, на лицо может быть наложена санкция в виде штрафа размером от 500 до 1 000 рублей.

Источник: http://zakonmaster.ru/zakon-40-ob-osago/

Федеральный закон об ОСАГО №40-ФЗ – какие изменения приняты в 2020 году?

Федеральный закон об осаго

Эксплуатировать транспортное средство водитель имеет право только после оформления полиса, который призван застраховать ответственность автомобилиста.

Процедуру получения полисов, а также компенсации в случае нанесения имущественного вреда или ущерба здоровью людей и иные моменты, касающиеся страхового возмещения при ДТП регулируется ФЗ №40-ФЗ «Об ОСАГО».

Общая информация

Первая редакция Закона  РФ «Об обязательном страховании» вступила в силу 29 декабря 2002 года. Нормативный акт призван:

  • зафиксировать основные понятия, касающиеся автострахования;
  • установить обязательную материальную ответственность, наступающую в случае повреждения автомобиля в момент аварии или иного дорожного происшествия, а также при нанесении ущерба человеку в ходе столкновения автотранспорта;
  • обозначить в качестве гаранта исполнения обязательств официальный документ, выдаваемый при оформлении страховки – полис ОСАГО.

За 16 лет действия в нормативный акт постоянно вносились изменения. На сегодняшний день существует 32 редакции закона, последняя из которых была принята 29 декабря 2017 года, в связи с вступлением в силу ФЗ №448-ФЗ. Всего в 2017 году принято 3 нормативных акта, внесших изменения в ФЗ №40-ФЗ.

Оформить ОСАГО через Госуслуги – дешевле или нет?

В первую очередь действующая редакция вносит некоторые коррективы в порядок оформления ДТП, производящуюся без привлечения инспекторов ДПС.

Увеличен лимит страхового возмещения, установленный в случае участия в аварии двух авто и нанесения ущерба исключительно имуществу, то есть при ДТП с отсутствием человеческих жертв и пострадавших.

ФЗ «ОСАГО» ранее устанавливал в качестве верхней границы компенсации 50 тысяч рублей, а с 2017 года – 100 тысяч, о чем сообщается в 4 пункте ст. 11.1 нормативного акта.

Также появилась возможность использовать при фиксации ДТП специальное программное обеспечение, разработанное при участии Центробанка Российской Федерации и РСА, о чем указано в пункте 5 статьи 11. С его помощью может производиться моментальная фото- и видеосъемка происшествия, и отправка материалов в единую базу данных.

Нормативный акт новой редакции наделяет страховщиков правом регресса. Фирмы, выдающие страховку, могут выдвигать к держателю полиса требования о выплате неустойки при обнаружении случаев, указанных в пункте 1 статьи 14.

Калькулятор ОСАГО – как выбрать самое выгодное предложение?

Наряду с Законом «Об ОСАГО» положения, касающиеся автотранспортного страхования, содержатся в следующих нормативных актах:

  1. «Правила обязательного страхования», принятые постановлением Банком России с последними изменениями, внесенными после вступления в силу 26 декабря 2017 года постановления Пленума Верховного суда РФ №58. Правилами страхования ОСАГО от ЦБ РФ регулирует порядок и условия выплаты возмещения, размер неустойки, форму договора, заключаемого между сторонами при оформлении страховки, и документов, составляемых при регистрации ДТП.
  2. Федеральный закон «ОСГОП» №67-ФЗ Российской Федерации, устанавливающий правила страхования лиц, занимающихся перевозками, в случае, если в результате их действия или бездействия, приведших к ДТП, был причинен вред имуществу, либо здоровью пассажиров.

Где смотреть закон

Основными источниками, позволяющими ознакомиться с ФЗ «Об ОСАГО», а также оперативно отследить вносимые в него приказами или иными нормативными документами изменения, являются специализированные правовые базы. В сети Интернет существует два основных портала, предоставляющих действующие редакции законов.

  1. Консультант Плюс. Позволяет ознакомиться с уже измененным текстом Закона, а также в общей таблице посмотреть изменения, вносимые каждой редакцией.
  2. Правовая база «Гарант». Предоставляет актуальные тексты законов, а также позволяет узнать самые свежие новости о принятии новых нормативных актах и готовящихся законопроектах. При необходимости можно скачать нужный ФЗ.

Правовые базы являются практически единственным способом, позволяющим оперативно отследить постоянные изменения, вносимые в законодательство РФ.

Почему автомобилисту важно знать о Законе

Законодательство возлагает ответственность за возмещение причиненного в результате аварии вреда на виновника ДТП. При наличии у последнего полиса ОСАГО обязательства по выплате компенсации переходит к компании, с которой заключен договор о страховании. Но выбранная фирма производит перечисление денежных случаев только при соблюдении определенного порядка регистрации ДТП.

Здесь и вступает в действие ФЗ №40-ФЗ. Только при выполнении указанных в нем правил и соблюдении установленных сроков автомобилист может рассчитывать на помощь страховой компании. Незнание норм Закона «Об ОСАГО» может повлечь за собой отказ компании от выплаты компенсации, как в деле № 2- 9/2016, рассмотренном Южно-Сахалинским судом.

От чего зависит цена ОСАГО – как купить полис выгодно?

Несоблюдение сроков, установленных в указанном нормативном акте ,привело к вступлению в силу 14 статьи, устанавливающей возможность требования регресса. То есть по факту, денежные средства пришлось выплачивать клиенту компании-страховщика, участвующего в ДТП.

Какие изменения планируются в будущем

Правила ОСАГО с последними внесенными изменениями в дальнейшем планируется доработать, так как существует множество положений, требующих корректировки. Законодательство в области страхования транспортных средств  необходимо пересмотреть в первую очередь в областях, касающихся оформления электронных полисов.

В частности, правительство планирует пересмотреть размер ответственности за предоставление заведомо ложных сведений при оформлении страховки онлайн.

В будущем планируется также внести корректировки, касающиеся следующих вопросов:

  • Недостаточная ответственность организаций, страхующий автомобили;
  • Необходимости производить доплату при ремонте непосредственно пострадавшему лицу;
  • Распространение случаев использования поддельной страховки ОСАГО.

Судебная практика

Страховые компании нередко уклоняются от обязательств по выплате компенсаций, наложенных на них ФЗ №40-ФЗ. Единственным средством защитить права при обнаружении незаконных действий со стороны страховщика является обращение в суд.

Зачастую орган власти встает на сторону автомобилиста, как это произошло в деле Азамата Арсланова, пострадавшего в ДТП. Страховая компания отказалась осматривать автомобиль, так как владелец не доставил ТС в место проведения экспертизы. Через Верховный суд РФ водителю удалось доказать нетраспортабельность машины и получить со страховщика – компании Росгосстрах компенсационную выплату.

Источник: https://AvtoZakony.com/strahovanie/federalnyy-zakon-ob-osago

Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ

Федеральный закон об осаго

1. Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

2. Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 362-ФЗ); в редакции, введенной в действие с 10 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 130-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в форме электронных документов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

5.

При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами «б», «г», «д» пункта 3 настоящей статьи, а также один из документов, указанных в подпункте «е» пункта 3 настоящей статьи, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

6. Владельцы транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров по маршрутам регулярного сообщения, обязаны информировать пассажиров об их правах и обязанностях, вытекающих из договора обязательного страхования, в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6.1. Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ, утратил силу с 30 июля 2012 года – Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 131-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

7.

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, а также вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

8. В период действия договора обязательного страхования страхователь незамедлительно обязан сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

9.

При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

10.

При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее – сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

11.

Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти устанавливаются форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного страхования и форма документа, содержащего сведения о страховании (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 марта 2008 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 306-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Источник: https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/1/doc_id/2633/release_id/6990/sec_id/30004/

Федеральный закон № 40-ФЗ об ОСАГО: общие положения, условия и порядок обязательного страхования, понятие компенсационных выплат

Федеральный закон об осаго

Страхование ответственности водителя на дорогах носит нормативный характер во многих странах мира.

С 2002 года Российская Федерация также закрепила в нормативно-правовой базе понятие обязательного страхования автогражданской ответственности.

Именно в этом году, 25 апреля принят федеральный закон под номером 40 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Структура и содержание федерального закона

С момента принятия закон претерпел ряд изменений. Порядок оформления страхового полиса, взаимодействия сторон договора совершенствуется и становится более удобным.

Основной целью документа, согласно преамбуле, является защита прав граждан, потерпевших в результате ДТП.

Правовой акт достаточно емок: состоит из 34 статей, объединенных в 6 глав. В них освещены все тонкости обязательной страховки от общих понятий до контроля за исполнением обязанности страхования.

Общие положения: понятия и принципы законодательства

В главе даны определения основных терминов, используемых в рамках законодательства о страховании. В частности, разъяснено:

  • кто является основными лицами при страховании “автогражданки”. Отличия владельца транспортного средства от водителя. Если первый – это собственник или гражданин, владеющий автомобилем на любом законном основании, то второй – это лицо, просто управляющее авто. Кроме того, указано, что если гражданин управляет транспортом по трудовому или служебному договору, то он не относится к категории владельцев. Помимо этого, объясняется, что страхователь – это владелец авто, заключающий договор, а страховщик – страховая компания.
  • понятия, определяющие процессы в рамках законодательства. Указано, что такое договор ОСАГО: документ, предусматривающий страхование рисков наступления автогражданской ответственности. Страховой случай – ответственность страхователя, при которой он является виновником ДТП и несет обязанность по возмещению ущерба и вреда потерпевшему. Дано определение страховым тарифам: совокупность базовых ставок и коэффициентов, утвержденных законодателем, в соответствии с которыми происходит формирование стоимости оказания услуги.

Помимо определений, общие положения указывают, что законодательство, кроме настоящего НПА, основывается на Гражданском Кодексе, нормах права международного значения (которые являются первоочередными), иных ФЗ и НПА.

Наконец, определены принципы ОСАГО:

  • гарантированность выплат потерпевшим в рамках максимально определенных сумм;
  • всеобщая обязанность по оформлению страховки;
  • невозможность эксплуатации транспорта без полиса ОСАГО;
  • формирование заинтересованности водителей в соблюдении правил дорожного движения.

Условия и порядок обязательного страхования: все механизмы работы НПА

Эта глава ФЗ-40 – основная и наиболее объемная, в которой прописаны правила оформления договоров и принципы реализации прав потерпевших.

Здесь закреплена обязанность по заключению договора страхования до регистрации автомобиля, но не позднее, чем через 10 дней с даты начала владения ТС. С 1 июня 2019 года в силу вступает редакция ФЗ, согласно которой, собственник обязан оформить страховку до начала действий, направленных на регистрацию автомобиля, то есть до даты подачи соответствующего заявления в ГИБДД.

Впрочем, существуют категории транспорта, для которых обязанность страхования не установлена. Они перечислены в ч. 3 ст. 4 40-ФЗ. К ним относятся:

  • транспорт с максимально возможной скоростью движения в 20 км/ч, например, велосипед;
  • военный транспорт;
  • средства передвижения без колес, имеющие ход на гусеницах или полозьях;
  • транспорт, зарегистрированный за границей, для которого оформлена страховка по международным стандартам.

Предусмотрено, что владельцы транспорта, пренебрегающие страхованием, несут ответственность, установленную законодательством РФ (по нормам КоАП РФ), а также выплачивают сумму ущерба и вреда, предусмотренную законом об ОСАГО, из собственных средств.

Правовой акт определяет, что непосредственные правила страховки устанавливаются отдельным документом. В действующем законодательстве – положением Центробанка РФ от 19.09.2014 № 431-П.

Статья 6 определяет, что страховым риском является наступление автогражданской ответственности при причинении вреда имуществу, жизни или здоровью третьим лицам. Определены ситуации, не относящиеся к области действия настоящего ФЗ, но регулируемые иными НПА, например:

  • нанесение морального вреда,
  • вред жизни и здоровью сотрудников при исполнении ими должностных обязанностей,
  • вред жизни и здоровью пассажиров, перевозимых перевозчиком.

По полису ОСАГО установлены максимально возможные компенсационные суммы:

  • не более 400 тыс. руб. при возмещении вреда имуществу,
  • не более 500 тыс. руб. при возмещении вреда жизни и здоровью.

Прописана обязательная законодательно регулируемая процедура формирования страховых премий компаниям. В статье 9 приведены классификации базовых ставок и коэффициентов, применяемых при определении стоимости полиса.

Законодатель оговаривает, что срок действия договора по умолчанию не может быть менее года. Исключение сделано для автомобилей, зарегистрированных на территории иных государств и для транспорта, следующего транзитом к месту регистрации или техосмотра.

Впрочем, если страхователь решит расторгнуть договор ранее одного года, часть премии возвращается после перерасчета.

Статья 11 устанавливает алгоритм действий участников при наступлении страхового случая, в частности, обязанность виновника сообщить сведения о договоре и компании. В свою очередь, потерпевший при решении воспользоваться выплатой должен уведомить о намерении страховщика, предоставив подтверждающие ДТП документы.

Введением в действие статьи 11.1 законодатель упростил процедуру оформления небольших по тяжести происшествий.

Для ДТП, совершенных после 01.06.2018, предусмотрена возможность оформления так называемого Европротокола без участия сотрудника полиции. Особенности проведения процедуры, а также ограничения, связанные с ней, определены в той же статье.

В следующей статье 12 досконально описан порядок предоставления выплаты потерпевшей стороне, описаны правила подачи документов на выплату и регламентированные сроки, а именно 20 календарных дней (за исключением праздничных и нерабочих) для выплаты или выдачи направления на ремонт.

Для определения причин возникновения вреда транспорту оставлена возможность проведения независимой технической экспертизы. Требования к процедуре прописаны в статье 12.1 40-ФЗ.

Права страховых компаний защищены введением возможности регрессного требования к виновному в ДТП лицу. Перечень ситуаций, в которых компания вправе затребовать от страхователя возврата выплаченной пострадавшему суммы, указан в статье 14 закона.

С 2007 года действует возможность получения потерпевшим прямой выплаты по страховому случаю. Это значит, что лицо вправе обратиться за компенсацией в собственную страховую компанию. Страховщик виновника ДТП впоследствии возмещает коллегам понесенные расходы.

Статья 15 описывает порядок заключения договора ОСАГО. Полис выдаётся владельцу ТС с указанием лиц, допущенных им к управлению. Эта же норма содержит список необходимых документов для совершения сделки. Закон предусматривает право страхователя выбрать СТО из предложенных страховщиком для проведения ремонтных работ.

Установлена возможность выдачи полиса в виде электронного документа без необходимости посещения офиса компании.

Не секрет, что споры по размеру страховой выплаты остаются нередким событием. Нормативный акт определяет особую процедуру решения конфликта. Согласно статье 16.1, потерпевший обязан до подачи иска в суд направить в адрес страховой письменную претензию, а вторая сторона, в свою очередь, должна ответить.

В соответствии со статьей 17 инвалиды имеют право на получение компенсации в размере 50% от премии страховщику.

Понятие компенсационных выплат

Глава третья посвящена вопросам получения компенсационных выплат. Речь идёт о ситуациях, когда страховщик не может выполнить обязательства по причине банкротства или отзыва лицензии. Кроме того, для компенсаций причинения вреда жизни и здоровью предусмотрены случаи выплат при отсутствии полиса ОСАГО у виновника ДТП.

Компенсации оплачиваются за счёт средств профессионального союза страховщиков за вычетом частично внесённых страховщиком средств. Правила получения аналогичны правилам, установленным для взаимодействия пострадавшего и страховщика.

Прочие положения

В главах 4 и 5 закона прописаны основные требования к страховщикам, принципы действия профессионального союза.

Заключительная 6 глава носит дополняющий характер и определяет способы информационного взаимодействия органов власти, компаний, учреждений и граждан, включенных в систему работы “автогражданки”.

Определено наступление ответственности граждан за игнорирование требований законодательства. Органом, осуществляющим контроль за исполнением требований, является полиция.

Источник: https://zakonsovet.com/avtoyurist/straxovanie/osago/federalnyj-zakon-40.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.