Характеристика дтп

Содержание

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

Характеристика дтп
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Понятие и виды

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утвержденных руководителем Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года.

В приложении 3 к указанному документу дается аналогичное определение понятия ДТП:

«дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения».

Виды ДТП

В п. 3 приложения 3 к упомянутым правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, также раскрываются виды ДТП.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включает также «иной вид ДТП». Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия «ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

П.п. 4-7 приложения 3 к правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998:

«4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.
5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.
6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.
7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/dorojnotransportnoe-proisshestvie-dtp-poniatie-i-vidy-5be1c23eaac00400aad2b1ad

§ 2. Общая характеристика дорожно-транспортных происшествий [1980 Афанасьев М.Б. – Водителю о дорожном движении]

Характеристика дтп

В соответствии с действующими Правилами под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и сопровождаемое гибелью, ранением людей, повреждением транспортных средств, сооружений, грузов или повлекшее иной материальный ущерб. Таким образом, обязательным критерием, по которому событие квалифицируется как дорожное происшествие, является процесс движения. Поэтому, скажем, пожар, возникший в автомобиле на стоянке, не рассматривается как дорожно-транспортное происшествие.

На каждое дорожно-транспортное происшествие в Госавтоинспекции заполняется учетная карточка специального образца, служащая основой для последующего анализа причин аварийности.

Затем эти данные передаются по телетайпу в закодированном виде в вычислительный центр Министерства внутренних дел СССР, где обрабатываются по установленной форме.

Кроме Госавтоинспекции учет дорожно-транспортных происшествий ведут дорожно-эксплуатационные организации (по отдельным дорогам) и различные ведомства – владельцы транспортных средств. Однако не все случаи дорожных происшествий учитываются официальной статистикой.

Так, согласно действующим правилам не включаются в отчетность происшествия, случившиеся на закрытых территориях (аэродромах, заводских площадках, карьерах и т. п.). Не учитываются также и дорожно-транспортные происшествия, при которых не было пострадавших, а материальный ущерб не превысил 150 руб.

Анализ дорожно-транспортных происшествий, проводимый отдельными автотранспортными предприятиями, коммунальными и дорожными организациями, направлен на выявление конкретных недостатков в их работе, определение мест, где чаще случаются происшествия.

В результате такого анализа службы безопасности движения автопредприятий более целенаправленно планируют свою деятельность, дорожные и коммунальные органы устраняют опасные для движения участки дорожной сети.

Анализ происшествий в масштабах отдельных республик, краев, областей позволяет дать оценку общего положения дел в дорожном движении и выявить слабые места в комплексе мероприятий, осуществляемых для повышения его безопасности, дает возможность охарактеризовать дорожно-транспортные происшествия по их виду, месту и времени возникновения, получить сведения о пострадавших и данные о причинах и факторах, способствовавших этим происшествиям.

Из анализа статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях в СССР следует, что показатели аварийности являются относительно стабильными и на протяжении ряда лет изменяются сравнительно мало. Рассмотрим на примере 1977 г. некоторые данные по дорожно-транспортным происшествиям в СССР (табл. 4).

Таблица 4. Распределение дорожно-транспортных происшествий по видам

Эти данные свидетельствуют прежде всего о том, что в СССР преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий являются наезды на пешеходов, причем в населенных пунктах такие происшествия составляют более половины всех случаев.

Если обратиться к данным о пострадавших участниках движения, то и здесь просматривается та же тенденция: наибольший удельный вес как среди погибших, так и среди раненых составляют пешеходы (табл. 5).

В городах и других населенных пунктах среди погибших при дорожно-транспортных происшествиях пешеходы составляют 60 – 80%. Так, в Москве в 1977 г. среди погибших было 82% пешеходов, 8,5% пассажиров, 9,1% водителей и 0,4% велосипедистов.

Большой удельный вес погибших пешеходов свидетельствует прежде всего о низкой дисциплине и несоблюдении ими Правил дорожного движения. Видимо, немаловажную роль при этом играет и несоблюдение правил водителями.

Ведь не секрет, что подавляющее большинство водителей попросту игнорирует требования, касающиеся необходимости пропускать пешеходов, а Госавтоинспекция еще не всегда обращает должное внимание на такое, казалось бы, безобидное нарушение.

Таблица 5. Распределение пострадавших по категориям участников движения

Статистика свидетельствует, что в целом по стране из общего количества наездов на пешеходов около 30% совершается по их собственной вине, и водители в условиях неожиданного появления на проезжей части человека уже ничего не могут сделать для предотвращения катастрофы.

В городах же эта цифра еще выше и составляет, например, в Москве и Ленинграде около 50%. Причем третья часть этих происшествий происходит по вине пешеходов, находящихся в нетрезвом состоянии.

Следует отметить, что и в других странах среди пострадавших участников движения пешеходы занимают довольно большой удельный вес (табл. 6).

Таблица 6. Распределение пострадавших по категориям участников движения в некоторых зарубежных странах

Наиболее существенное отклонение от средней “нормы” наблюдается в США, Нидерландах, Швеции и Франции. Однако в городах этих стран среди погибших удельный вес пешеходов достаточно высок. Так, в Нью-Йорке на долю пешеходов приходится около 70% всех смертельных случаев при автомобильных авариях.

Вместе с тем из представленных данных следует, что сегодня более 60% из числа погибших составляют водители и пассажиры.

В связи с этим важное значение приобретает дальнейшее улучшение внутренней пассивной безопасности автомобиля, осуществление системы мер по снижению тяжести последствий дорожных происшествий, включая применение ремней безопасности в автомобилях и мотошлемов для водителей двухколесных транспортных средств.

Анализ смертельных исходов по возрастным группам участников движения свидетельствует, что наиболее “уязвимыми” являются дети до 14 лет и пожилые люди в возрасте старше 60 лет (табл. 7).

Второе место после пешеходов среди погибших участников движения занимают водители: их удельный вес составляет 32,1% (см. табл. 5). Больше всего среди других участников движения погибает водителей в возрасте от 16 до 25 лет в основном мотоциклистов). Причем статистика усматривает вину водителей примерно в 70 – 75% дорожно-транспортных происшествий.

Таблица 7. Распределение погибших участников движения по возрасту в СССР (в % от всех погибших в данной Возрастной группе)

Исследования, проведенные в США, показывают, что наибольшую опасность представляют молодые водители, которые чаще других становятся участниками дорожно-транспортных происшествий (табл. 8).

Таблица 8. Распределение водителей – участников дорожно-транспортных происшествий по возрастным группам в США

По этим данным наиболее “надежными” являются водители в возрасте от 50 до 54 лет, которые примерно в два раза реже становятся участниками происшествий, чем водители моложе 24 лет. Такая связь между возрастом и “надежностью” объясняется, по-видимому, тем, что с возрастом приходит и опыт, которого еще недостает молодым водителям. Данные табл.

8, в частности, опровергают довольно распространенное мнение о решающем влиянии времени реакции водителя на безопасность движения. Действительно, с возрастом время реакции у всех людей увеличивается, снижается острота слуха и зрения.

Однако с возрастом приходит опыт, что, как подтверждает статистика аварийности, более важно, нежели способность быстро реагировать на внешние раздражители.

Водители среднего возраста в процессе работы приобретают такие ценные качества, как способность предвидеть развитие обстановки движения и способность избегать аварийных ситуаций, что, в конечном счете, самое важное для обеспечения безопасности.

Водители, имеющие высокую квалификацию (I и II класс) и продолжительный стаж работы, реже становятся участниками происшествий. Так, по отечественным данным, водители со стажем до одного года совершают дорожно-транспортные происшествия в 1,5 раза чаще, чем водители, имеющие стаж от одного до 3 лет.

В Москве, например, на 1000 водителей I класса приходится 16,5 дорожно-транспортных происшествий, а для водителей II и III класса этот показатель равен 22,5 и 45,3 соответственно. Все это убедительно свидетельствует о том, что именно опыт и мастерство предопределяют безаварийную езду.

Поэтому в правилах движения ряда стран для молодых по стажу водителей введено определенное ограничение скорости. Как известно, в СССР согласно Правилам дорожного движения водителям со стажем до двух лет установлено ограничение скорости 70 км/ч.

Определенный интерес представляют данные о распределении дорожно-транспортных происшествий по временам года. Установлено, что в летние и осенние месяцы (июнь – октябрь) количество происшествий примерно в 2 – 3 раза выше, чем в зимние (январь – март).

Так, на январь приходится 4,8% дорожно-транспортных происшествий, на февраль – 4,6%, на март – 5,0%, на апрель – 6,4%, на май – 8,4%, на июнь – 9,9°/о, на июль – 11,1%, на август – 11,8%, на сентябрь – 11,3%, на октябрь – 9,7%, на ноябрь и декабрь – 8,1% и 8,9% соответственно.

Наибольшее число происшествий, таким образом, падает на период с июня по октябрь, когда ежемесячное количество дорожных происшествий превышает среднюю величину.

Анализ распределения автомобильных аварий (в целом по стране) по дням недели свидетельствует, что больше всего их падает на пятницу и субботу. Относительно “спокойным” можно считать начало недели, хотя количество пострадавших в эти дни близко к средней за неделю величине (табл. 9).

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий приходится на вечерние часы (табл. 10).

Так, с 17 до 21 часа, то есть за 4 часа, совершается 31,1 % от общего количества всех дорожных происшествий за сутки.

Такая концентрация дорожно-транспортных происшествий связана с возрастанием интенсивности движения в это время и повышением его опасности в условиях недостаточного освещения в вечерние часы.

Таблица 9. Распределение количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в СССР по дням недели, % Таблица 10. Распределение количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в СССР по часам суток, % Специалисты установили, что существует определенная связь между биологическими ритмами человека и аварийностью. Биологические ритмы являются отражением глобальных циклических процессов, происходящих в природе, – смены дня и ночи, времен года, приливав и отливов в морях и океанах и т. п.

Выделяют три основных биоритма человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. Каждый из них имеет различную продолжительность: физический 23 дня, эмоциональный 28 и интеллектуальный 33 дня. Отсчет биоритмов начинается с момента рождения человека.

Установлено, что при переходе от одной фазы цикла к другой человек допускает больше ошибок, чувствует нервозность. Такие дни называют “критическими” или нулевыми (изменения циклов происходят по синусоиде).

При совпадении трех критических дней отмечается наибольшее количество ошибок.

В Управлении пассажирского транспорта Мосгорисполкома провели расчеты с целью определить критические дни у водителей, совершивших дорожные происшествия. Выяснилось, что для этой категории водителей в 28% случаев критические дни совпадают с днями совершения происшествий.

В связи с этим водителей, у которых наступает “критический” день, освобождают от работы на линии.

В результате применения такой системы допуска водителей (помимо обычных пред-рейсовых медицинских осмотров) в целом по Управлению пассажирского транспорта за первый квартал 1978 г. по сравнению с тем же периодом 1977 г.

общее количество происшествий снизилось с 219 до 165 (на 24,6%), в том числе по вине водителей – с 61 до 53 (на 13,1%)*.

* ()

Источник: http://motorzlib.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st003.shtml

ДТП. Понятие, виды, причины, условия, последствия

Характеристика дтп

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Статья 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет и описывает «дорожно-транспортное происшествие» как событие, возникшее в процессе движения по дороге, с участием транспортного средства, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Сходное определение содержится в Постановлении Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Перечень видов ДТП и их определения приведены в Приложении 6 к Приказу МВД РФ от 18 июня 1996 г. № 328:

1) столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

 К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;

2) опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;

3) наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

4) наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

5) наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.);

6) наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное;

8) падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду дорожно-транспортных происшествий.

Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием;

9) иной вид дорожно-транспортного происшествия — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

  Совмещение должностей водителя и диспетчера

В соответствии с перечисленными видами ДТП необходимо наличие трех условий: транспортное средство должно двигаться; само событие должно быть связано с транспортным средством; последствия события должны соответствовать названным условиям (погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб).

Под условиями возникновения ДТП понимается совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Эти характеристики могут оставаться неизменными до и после возникновения дорожно-транспортного происшествия и не обязательно имеют с ним причинную связь.

Обстоятельства возникновения ДТП — действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к дорожно-транспортному происшествию лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения дорожно-транспортного происшествия. В отличие от условий, обстоятельства представляют собой описание механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия по времени.

Причины возникновения ДТП можно определить как некоторое явление или совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного дорожно-транспортного происшествия. Различные виды ДТП могут быть вызваны одной причиной или несколькими.

Большинство специалистов, считает, что к дорожно-транспортному происшествию приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи событий, ведущих к дорожно-транспортному происшествию, составляют различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей с множеством неизвестных.

Исходя из статистики, в 80 — 90% случаев причины ДТП связаны с человеческим фактором, в оставшихся 10 — 20% — носят техногенный характер.

Такое разделение основано на предположении, что участник дорожного движения должен приспосабливаться к любой ситуации, возникающей на дороге, компенсировать сбои, происходящие в системе водитель — автомобиль — дорога.

Однако процесс исследования причин будет более эффективным, если выяснять, почему человек действует ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации.

При таком подходе часто могут быть выявлены устранимые причины ДТП в системе организации движения, организации перевозок, конструкции автомобиля и т.д.

В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие: материальный ущерб; легкие телесные повреждения; телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие; смерть потерпевшего; особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

Материальный ущерб.

Материальный ущерб от ДТП может, например, складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружений; затрат на выполнение функций правоохранительных органов либо аварийно-спасательных служб; оказание первой или медицинской помощи; потерь от остановки движения.

Степень тяжести вреда здоровью.

Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.

Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются: опасность вреда здоровью для жизни человека; длительность расстройства здоровья; стойкая утрата общей трудоспособности; утрата какого-либо органа или утрата органом его функций; утрата зрения, речи, слуха; полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским); психическое расстройство.

Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.

С судебно-медицинской точки зрения стойкой утратой общей работоспособности следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней.

Легкие телесные повреждения.

Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются: кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня; либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5%).

Телесные повреждения средней степени тяжести.

Признаками вреда здоровью средней тяжести являются: отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня); значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее, чем на одну треть (от 10% до 30% включительно).

Тяжкие телесные повреждения.

Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это: опасный для жизни вред здоровью; потеря зрения, речи, слуха; потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций; неизгладимое обезображение лица; расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более, чем на 33%); полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство.

Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

Отметим, что согласно Правилам учета ДТП «погибшим» считается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

Российский порядок учета количества погибших в ДТП многие годы был основан на 7-дневном правиле, слегка «улучшавшем» статистику: если участник ДТП умирал в больнице на восьмой день после аварии, его погибшим в ДТП не считали. Только с начала 2009 г.

отечественный порядок соответствует международным нормам (Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 859).

«Раненый» — это лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Источник: https://trans-otdel.ru/%D0%B4%D1%82%D0%BF-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D1%81/

Дорожно-транспортное происшествие: характеристика, участники, последствия

Характеристика дтп

Владение и пользование механическим транспортным средством сопряжено с риском столкновения с другим участником дорожного движения, либо препятствием. Как бы ни был аккуратен водитель, не всегда правила дорожного движения соблюдаются проезжающими мимо.

Многие люди считают, что любое повреждение машины – это ДТП. Однако характеристика дорожно-транспортного происшествия имеет ряд особенностей, исходя из которых не все ситуации, случившиеся с автомобилем или мотоциклом, можно отнести к ДТП.

Данная статья поможет разобраться, что же все-таки входит в обозначенное понятие и как избежать ошибок при возникновении неприятной ситуации.

Что такое ДТП и как расшифровывается данная аббревиатура

Аббревиатурой ДТП дословно обозначается словосочетание «дорожно-транспортное происшествие». Значение имеет каждое из слов, входящих в состав данного понятия. При понимании правового смысла этих терминов исключены ошибки в толковании его сущности.

Ключевым моментом здесь является именно территориальный признак – происшествие должно случиться именно на дороге. К дорогам ПДД относят часть земной поверхности (естественная или искусственная), предназначенная для движения транспортных средств. Важно понимать, что обочины и тротуары тоже входят в состав дороги.

Второй составной часть понятия является указание «транспортное». Это слово означает, что в событии участвует транспорт. При этом нет обязательного требования, что он должен быть механическим. Соответственно, лошадь с телегой под управлением ямщика также может стать транспортным средством, участвующим в ДТП.

Слово «происшествие» подразумевает случайный характер события, то есть его незапланированность.

Признаки дорожно-транспортного происшествия

Авария имеет ряд характеристик, позволяющих отнести ее с правовой точки зрения именно к дорожно-транспортному происшествию. Важно наличие всех атрибутов. Если хотя бы одного из признаков не будет, авария перейдет в регулирование иной правовой плоскости.

Специальных статей в законе, содержащих признаки дорожно-транспортного происшествия, нет. Все они вытекают из толкования самого определения данного понятия. Среди признаков ДТП следует выделить следующие.

Территориальный признак

Происходит авария на дороге, а не на других участках земли. К примеру, не будет являться ДТП столкновение самосвала, привезшего песок, с крыльцом дачного домика на садовом участке.

Любой участок дороги и любая ее часть может стать местом происшествия. Не имеет значение расположение транспортных средств после аварии. Важно именно место столкновения. Так, к примеру, если после удара обе машины вылетели с дороги, все равно будет иметь место дорожно-транспортное происшествие.

Субъектный признак

Хотя бы один участник аварии должен управлять транспортным средством. Без ТС не будет и ДТП.

Бегущий по «зебре» пешеход, сбивший бедром детскую коляску посреди пешеходного перехода на дороге не создаст этим дорожно-транспортного происшествия.

А вот если человек бегущий по дороге снесет рукой зеркало отъезжающей от обочины машины, это уже будет дело ГИБДД.

Признак последствий

Следствием аварии является причинение материального ущерба самому транспортному средству и/или иным материальным объектам, причинены физические повреждения людям.

Если машину занесет на дороге, развернет поперек полосы, но при этом никто не пострадает и ничего не поцарапается, то тоже будет ДТП.

Самым страшным последствием аварии является гибель человека. Данное последствие также специально прописано в Правилах дорожного движения применимо к понятию ДТП.

Следует отметить, что смерть водителя может быть не только следствием, но и причиной аварии. Так, внезапный сердечный приступ может сыграть роковую роль в жизни прочих участников дорожного движения, находящихся в этот момент рядом.

Признак динамики

Событие ДТП должно произойти именно в результате движения, совершаемого ТС.

Повреждение стоящего на дороге автомобиля открываемой дверью соседней машины будет рассмотрено как причинение имущественного ущерба, не относящееся к юрисдикции ГИБДД.

Данный признак непосредственно связан с территориальным признаком. То есть, во-первых, должно иметь место движение, во-вторых, оно должно быть на дороге.

Субъективная сторона

Отсутствие умысла на столкновение хотя бы одного из участников аварии влечет отнесение ее к рассматриваемой категории событий.

Если же авария запланирована, при этом правомерными методами, то она не относится к ДТП. К примеру, специально организованная авария машины на съемках фильма на дороге не будет являться дорожно-транспортным происшествием.

Участники ДТП

Все лица, имеющие отношение к происшествию являются его участниками. Исходя из категорий участников дорожного движения, можно определить и субъектный состав аварии.

  • водитель транспортного средства;
  • пешеход;
  • пассажир.

При этом, водитель и пассажир относятся к лицам, находящимся в автомобиле, на мотоцикле. Это обстоятельство объединяет их вместе с самим ТС в одну условную сторону правоотношений. Пассажир же является внешним участников, не связанным с ТС.

Можно применить также иную классификацию, опирающуюся на характер вовлеченности в аварию:

Если объединить обозначенные классификации, то получится наиболее полная и подробная:

  1. Водитель-виновник.
  2. Водитель-пострадавший.
  3. Пассажир (не получивший в аварии увечий).
  4. Пассажир, которому был причинен физический вред.
  5. Пешеход-виновник аварии.
  6. Пострадавший пешеход.

Все участники в результате дорожного происшествия «получают» определенные обязанности и/или права, связанные с конкретной аварией.

Сюда можно отнести право на получение компенсации имущественного ущерба и/или вреда здоровью, а также корреспондирующая данному праву обязанности их возместить; право обращения в страховую компанию за выплатой; право на возмещение морального вреда.

Страхование ДТП

Источники риска дорожной аварии – автомобиль или мотоцикл. Данные транспортные средства водитель вправе эксплуатировать только при страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Обязательное страхование именуется ОСАГО. Этот страховой продукт направлен на обеспечение финансовых гарантий получения компенсаций пострадавшими в результате аварии лицами.

В данных правоотношениях имеет существенное значение отнесение события к категории ДТП. Если такого ассоциирования не произойдет, то авария не будет признана страховым случаем.

Существует также страховка для обеспечения ремонта своего автомобиля, независимо от виновности его водителя. Этот вид страхования называется КАСКО.

Важным преимуществом данной страховки является то, что она покроет даже повреждения машины, не являющееся ДТП (если, например, хулиган оторвет боковое зеркало или разобьет стекло).

Причины ДТП

Аварии происходят из-за разных факторов, а чаще всего, при стечении сразу нескольких обстоятельств.

Причины дорожно-транспортных происшествий можно условно разделить на несколько блоков.

Субъективные причинынарушение водителем ПДД

невнимательность

потеря управления в результате усталости, сонливости

состояние алкогольного или наркотического опьянения

Дорожные условиягололед

ямы и выбоины

открытые люки колодцев

снежные заносы на дороге

Технические причинывыход из строя рулевого управления

отказ тормозной системы

возгорание автомобиля на ходу

«выстрел» колеса

Существует поговорка, что в ДТП не бывает невиновных.

Действительно, даже при формальном соблюдении водителем ПДД, всегда есть элемент невнимательности, самоуверенности, без которых столкновения можно было бы избежать.

По этой причине не стоит рассчитывать на то, что собственная правота защитит от аварии. Лучше иногда уступить дорогу нарушителя, чем стать жертвой его нарушения.

Основные действия участников ДТП

Самым главным правилом является «не покидать место аварии». Остановив машины после столкновения водители должны выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку». Очень важно убедиться в отсутствие пострадавших, а при наличии таковых – срочно вызвать неотложку.

При незначительных повреждения двух автомобилей и отсутствии пострадавших, можно обойтись «европротоколом» (если конечно нет спора между водителями).

При всех прочих случаях нужно вызвать ГИБДД (можно и аварийного комиссара) и терпеливо ждать их приезда. На это может уйти и полдня, но от этого не уйти. Если нервы сдадут, терпение лопнет и водитель уедет, не дождавшись ни ГАИ, ни комиссара, то он может и прав лишиться.

Не лишним будет сделать фотографии места аварии (потом может пригодиться). Не нужно поддаваться ни на какие провокации. Главное всегда сохранять спокойствие.

Заключение – коротко о главном

На первый взгляд, важность определения понятия «дорожно-транспортное происшествие» не так велика.

Однако четкое представление относимости того или иного события к ДТП позволит его участнику существенно сэкономить время и обратиться в нужные органы.

Так, если произошло дорожно-транспортное происшествия, то обращаться стоит в ГИБДД. Если же повреждения ТС причинены без наличия признаков ДТП, вызов Госавтоинспекции будет бессмысленным.

В такой ситуации необходимо либо решать вопрос с другим участником события в мирном или гражданско-правовом порядке. Если же причинитель вреда скрылся, то нужно обратиться с заявлением в полицию.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://avtoyurist.org/dtp/dorozhno-transportnoe-proisshestvie-harakteristika-uchastniki-posledstviya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.